Эксперты не советуют оформлять ДТП самостоятельно
Эксперты полагают, что изменения в правилах об ОСАГО вряд ли станут массово использовать, по крайней мере в ближайшее время. Зато говорить о повышении стоимости полисов теперь можно с большей вероятностью. Страховщики уже давно поднимают этот вопрос, и теперь у них есть дополнительный аргумент.
Законодатели не перестают думать об автомобилистах -- ежегодные изменения в законе об ОСАГО становятся традицией. С 1 марта автовладельцы, попав в мелкое ДТП, могут сами заполнить все документы и, пожав друг другу руки, разъехаться. И не надо часами ждать ГИБДД. Однако эксперты все равно советуют водителям не спешить пользоваться нововведением.
«Безусловно, «Европротокол» значительно улучшит жизнь автомобилистов, для этого он и разработан и на то указывает европейский опыт. Но я бы посоветовал водителям не спешить, сначала его необходимо хорошенько обкатать, притереть применительно к нашим условиям», -- говорит Дмитрий Рудаков, руководитель брокерского страхового агентства.
Получилось как всегда
Пользоваться старой схемой при возникновении ДТП призывают и представители самих страховых компаний. По признанию страховщиков, еще не налажен механизм расчетов и не выработан единый алгоритм оценки ущерба.
Страховщиков поддерживают и юристы. Они предупреждают о возможных сложностях, которые могут возникнуть при самостоятельном оформлении ДТП. Страховая компания может отказаться платить, если документы будут заполнены неправильно, или заплатит меньше, если автовладелец не сможет адекватно оценить степень и характер повреждения автомобиля. Кроме того, нововведением пока смогут воспользоваться не все.
«Сейчас новыми правилами могут воспользоваться единицы, они распространяются лишь на полисы, приобретенные с первого марта. Шанс, что у обоих водителей полисы оформлены в марте, невелики. Чуть позже, я думаю, вне всякого сомнения, можно будет оформлять ДТП самостоятельно, если соблюдены все условия. Главное, чтобы у участников не возникало разногласий», -- считает председатель Движения автомобилистов России, Виктор Похмелкин
Он также добавил, что, если один из них признает себя виновным и обе стороны одинаково трактуют происшедшее, можно не дожидаться сотрудников ГИБДД. А в случае отказа от выплаты из-за каких-то неточностей при оформлении нужно идти в суд.
«Вы знаете, все случаи индивидуальны, и сейчас трудно говорить о том, насколько реально будет добиться выплаты в случае отказа. А страховые компании действительно советуют пользоваться старыми схемами, поскольку ряд процессов, связанных с оценкой ущерба и взаимодействием СК между собой, еще не отрегулированы. К тому же большое количество автомобилей застрахованы по КАСКО, так что вызывать представителей ГИБДД владельцам таких машин все равно необходимо», -- рассказал Infox.ru юрисконсульт компании «Страховой адвокат» Андрей Мигалкин.
Дополнительный аргумент
Таким образом, прагматичные водители не станут испытывать новые прелести «автогражданки» на себе, а рискнувшие воспользоваться своим правом неизбежно столкнутся с трудностями и большим процентом невыплат. Зато, по мнению экспертов, введение поправок в закон об ОСАГО, которым страховые компании усиленно сопротивлялись, может стать дополнительным аргументом в пользу увеличения стоимости полисов обязательного страхования.
Напомним, что страховщики уже давно лоббируют внесение изменений в расчеты полисов ОСАГО. Первопричина и повод -- убыточность в регионах, с которой сталкиваются страховые компании. Многие региональные филиалы страховых компаний, даже крупных, несут убытки по этому виду страхования и выплачивают возмещения на суммы, превышающие сбор страховых премий.
По словам страховщиков, решения об увеличении расчетных коэффициентов можно ожидать в самое ближайшее время.
«Соответствующий проект был подготовлен Министерством финансов и направлен в правительство. Думаю, что постановление будет подписано в марте. С учетом того, что текста в последней редакции у нас нет, могу сделать предположение, что оно вступит в силу спустя десять дней с момента опубликования, если иной срок не будет предусмотрен текстом постановления», -- прокомментировала ситуацию Infox.ru директор дирекции развития страхования СК «МАКС» Светлана Гусар.
Она также добавила, что в связи с ростом уровня выплат и убыточности в отдельных регионах проектом постановления предусматриваются изменения коэффициентов по территории преимущественного использования транспорта. Для ряда городов территориальные коэффициенты составят 0,6, 0,75 и 0,8 вместо сегодняшнего 0,5. Коэффициенты страховых тарифов при неограниченном списке лиц, допущенных к управлению, изменятся с 1,5 до 1,7. В зависимости от возраста и стажа водителя коэффициент тоже возрастет. Незначительно повысится коэффициент для машин с мощностью до 100 лошадиных сил включительно, а для мощных автомобилей немного снизится.