Чужая боль безболезненно не проходит
Сочувствие человеку, попавшему в знакомые и незнакомые окружающим неприятности, по сути, разные явления. Но все болезненные. Доказать это удалось, изучив мозговую активность пациентов с врожденной нечувствительностью к боли.
Механизм сочувствия, который работает, когда человек видит знакомую ему боль, выявлен уже давно. Его называют «отзеркаливанием», так как в этом случае активизируются те же участки мозга человека, которые активизировались бы при причинении боли самому наблюдателю. Однако доктор Николас Данцигер (Nicolas Danziger) из отделения клинической нейрофизиологии и Центра проблем боли госпиталя Пити-Салпетриер (Department of Clinical Neurophysiology and Pain Cente, Pitie-Salpetriere) в Париже и его коллеги показали, что человек может сочувствовать и сострадать даже не имея подобного болевого опыта. Правда, механизм в этом случае несколько более сложен и связан, скорее, с процессом познания, чем с чувствами.
Боль без боли
[v1] Для «чистоты» эксперимента доктор исследовал мозговую активность тринадцати пациентов с редкой болезнью – врожденной нечувствительностью к боли. А для сравнения пригласил поучаствовать в исследовании еще тринадцать здоровых добровольцев. И тем, и другим показывали фотографии частей тела в болевых ситуациях (к примеру, сжатый садовыми ножницами палец) и лица, искаженные гримасами боли. Испытуемых просили представить, что чувствуют изображенные люди, а в это время их мозг исследовали с помощью метода функциональной магниторезонансной томографии.
Больно всем
[v2] Хотя пациенты с врожденной нечувствительностью к боли не могли обратиться к собственному болевому опыту, чтобы понять, что именно чувствуют люди на фото, их мозг стандартно реагировал на эти изображения. Такие области, как передняя среднепоясная кора головного мозга и передняя часть островка Рейля – зоны, ответственные за восприятие и разделение собственной и чужой боли -- активизировались так же, как и у здоровых пациентов. Однако корреляции между уровнем возбуждения мозга и эмоциональным состоянием, которое оценивалось с помощью психологических тестов, у нечувствительных к боли пациентов, в отличие от участников из контрольной группы, не наблюдалось. Также у больных испытуемых в сравнении со здоровыми подопытными регистрировалась пониженная активность височно-затылочной зрительной коры. Этот результат свидетельствует об их пониженном эмоциональном восприятии чужой боли.
Но самое интересное не в этом. Медики исследовали активность двух других участков мозга – вентромедиальной префронтальной (то есть предлобной) и задней поясной коры головного мозга. Эти срединные структуры мозга, как считается, отвечают за предположение или процесс осознания эмоционального состояния окружающих, сочувствие. Причем первый в большей степени работал при эмоциональной оценке фотографий болевых ситуаций, а второй – при виде лиц, искаженных болью, как было показано в эксперименте.
[v3] Так вот, оказалось, что уровень возбудимости обоих участков у нечувствительных к боли испытуемых сильно коррелировал с их способностью к эмпатии вообще. Тогда как у членов контрольной группы подобной зависимости не наблюдалось. За уровень склонности к эмпатии исследователи принимали в данном случае количество очков, которое участники эксперимента получили в широкоиспользуемом тесте BEES.
Эмоциональная перспектива
Различные психологические исследования и раньше показывали, что возможность осознавать страдания окружающих и сочувствовать им при отсутствии собственного болевого опыта тесно связана с общей склонностью к эмпатии. Команда Николаса Данцигера показала, что ключевую роль в данном процессе играют определенные участки срединной структуры головного мозга. Их действие может частично компенсировать отсутствие автоматического механизма «отзеркаливания», который работает, только если боль, испытываемая другим, знакома самому человеку. Данный механизм, ученые называют его «эмоциональная перспектива», является более сложным, связанным с мыслительным процессом и познанием, чем рефлекторное «отзеркаливание».
Именно этот механизм дает человеку возможность разделить и понять боль ближнего, даже если он сам ранее ничего подобного не испытывал. При этом он связан со способностью человека к эмпатии, которая может быть развита в процессе социальных взаимодействий. В особых случаях, например, для людей с врожденным отсутствием чувствительности к боли, уровень эмпатии можно поднять с помощью направленной психотерапии. Это поможет больным лучше понимать окружающих и более комфортно чувствовать себя в обществе.