Операция по пересадке двух рук сразу прошла успешно
Медики впервые в истории пересадили две донорские конечности сразу. Пациент чувствует себя хорошо, хотя полноценно воспользоваться новыми руками сможет еще не скоро.
Карл Мерк потерял руки шесть лет назад после несчастного случая на ферме. Он долго и неудачно учился обращаться с протезами. А затем обратился к доктору Кристофу Хонке (Dr. Christoph Hohnke) из Мюнхенского технического университета (Technischen Universität München) с просьбой пришить ему новые руки. Поиск донора занял три месяца, им стал погибший подросток.
Целых пять команд медиков работали в течение пятнадцати часов в двух операционных: в одной занимались донором, в другой -- реципиентом. Прежде чем отделить конечности от донора и присоединить их пациенту, медикам пришлось обнажить все нервы и мускулы, а кровеносные сосуды заполнить защитным раствором. Кости донора следовало отделить ровно в том месте, где они были переломлены у Карла Мерка, чтобы идеально подогнать их для сращивания.
В первую очередь врачи соединили кровеносные сосуды. По словам профессора Эдгара Бимера (Edgar Biemer), самым сложным оказалось наладить кровоток между телом пациента и мускулами и сосудами новых рук, чтобы руки получали достаточно влаги и питания. По словам медиков, когда они завершили процедуру, руки довольно быстро приобрели свой натуральный розовый цвет. Затем они сшили сухожилия, мышцы и нервные волокна. И уже в самом конце наложили кожные швы. Существовала также высокая вероятность отторжения, ведь для пересаженных конечностей она всегда значительно выше, чем для внутренних органов. Но сейчас, спустя несколько месяцев, уже можно говорить, что операция прошла успешно.
Конечно, Карлу Мерку потребуется еще немало времени, чтобы привыкнуть к своим новым рукам. Несмотря на то что операция, по словам докторов, прошла «оптимально», в ближайшие два года фермер не сможет двигать своими руками. Распространение нервной сети в трансплантированных конечностях – очень длительный процесс. Но через некоторое время, когда нервых волокон станет достаточно, Карл сможет сначала сгибать локти, затем работать ладонями. А прежде чем восстановится чувствительность пальцев, могут пройти годы. Полного восстановления Карл может так и не дождаться.
Впрочем, технология пересадки конечностей постоянно улучшается. Поэтому, возможно, срок реабилитации сильно сократится. Например, совсем недавно специалисты из Университета Орегона (University of Oregon, Eugene) и Центра трансплантации конечностей в Кентукки (Hand Care Center, Louisville, Kentucky) сообщили результаты одной из своих недавних операций по трансплантации руки. Уникальность ее заключалась в том, что реципиентом стал 54-летний мужчина, который потерял руку в результате несчастного случая на производстве 35 лет назад, когда ему было 19. Все это время он успешно использовал протез и продолжал работать. Но в декабре ему пересадили донорскую руку.
Операция прошла успешно, организм американца не отторг трансплантированную конечность. Но уникальность операции даже не в этом. Всего через четыре месяца после операции медики зафиксировали первичную чувствительность на тенаре – возвышении на ладони, образованном мышцами большого пальца – и на боковой поверхности большого пальца. Данные области иннервируются лучевым нервом.
Ученые сравнили данные функциональной магнито-резонансной томографии реципиента с данными, полученными от здоровых пациентов с родными конечностями. Оказалось, что при стимуляции ладони трансплантированной руки в области большого пальца у пациента активируется та же область мозга, что и у здоровых участников эксперимента. То есть после операции данная зона восстановила те же функции, которые выполняла до потери конечности 35 лет назад.
Эти данные позволят ученым по-новому взглянуть на пластичность мозга. Традиционно считается, что уже через несколько часов после потери конечности области мозга, ответственные за ее чувствительность и работоспособность, берут на себя новые функции. Это подтверждается, к примеру, тем, что фантомные боли в ампутированной конечности со временем притупляются и изчезают. Но в данном случае мозг дал «задний ход» и вернул своим нервным клеткам их прежние обязанности.
«Хочется верить, что полное восстановление чувствительности и контроля мозгом трансплантированной конечности возможно, -- говорит профессор Скотт Фрей (Scott H. Frey) из Университета Орегона, -- однако пока этот случай дает нам только некоторые идеи и возможности, чтобы лучше понять регенерационные возможности мозга и всей нервной системы».