Болтовня за рулем неостановима
Психологи и социологи могут сколько угодно кричать о вреде разговоров за рулем. Проведенный анализ рынка гаджетов, посвященных запрету зарульной болтовни, ясно показал, что даже возможность создания подобных систем остается под сомнением.
Лидер в этой области – США и Канада. Это и понятно, ни в какой другой части света дети с 16 лет так массово не садятся за руль. При этом они ходят в школу и все еще остаются детьми, хотя им купили машину или разрешили пользоваться папиной. Безответственность, присущая молодости, накладывается на небольшой опыт вождения, так что родители беспокоятся не зря. Дети действительно в группе риска.
Именно поэтому реклама всех продуктов в этой области рассчитана на родителей, которые захотят «обезопасить» своих чад за рулем, пусть и без их согласия. Впрочем, выбор на рынке пока очень скуден.
Существуют всего две концепции блокировки телефона во время езды за рулем. Первую предлагает компания Aegis Mobility как отдельный продукт под маркой DriveAssist и компания WebSafety как одну из функций программы защиты мобильных телефонов детей и подростков (она включает блокировку сайтов с недетским содержанием, отслеживание местонахождения ребенка, отключает телефон в школе и многое другое). Скачать эти программные продукты можно бесплатно, однако их поддержка требует абонентской платы от $10 долларов в месяц. Работают изобретения тоже одинаково: с помощью системы GPS программа определяет, что владелец телефона движется с высокой скоростью. И блокирует телефон.
Пользователь может находиться в это время в машине в качестве пассажира или вообще ехать в автобусе или поезде. Программа, естественно, не способна определить, чем именно занят человек. Зато на долгих светофорах или в пробках телефон разблокируется, отвлекая внимание водителя. Понимая эту нелепость, компания Aegis ввела фунцию «я пассажир». При задании такого режима программа позволит пользоваться телефоном при движении. Однако совершенно непонятны причины, которые остановят «недобросовестных» владельцев этой программы заставить ее считать себя пассажиром и во время вождения.
Программа WebSafety функции «пассажир» не предусматривает. Возможно, это связано с личными переживаниями исполнительного директора компании Майкла Адлера (Michael Adler), которого на создание и продвижение продукта «вдохновляет» его 18-летний сын. «Он набирает текстовые сообщения двумя руками, в это время в управлении автомобилем участвуют только ноги, -- сетует заботливый папа, -- когда вы даете ему ключи от машины, это все равно что дать вместе с ними упаковку из шести банок пива».
У данных продуктов есть и техническая проблема – постоянно включенный GPS-приемник быстро разряжает батарею. А отключение приемника отключает и программу.
С главными недостатками справился, по собственным заявлениям, другой продукт. Это разработанный в Университете Юты (University of Utah) гаджет k2sd (Key2SafeDriving) – «ключ к безопасному вождению». Это устройство напоминает футляр, в который вставляется ключ. При выдвижении ключа с помощью сигнала BlueTooth на телефон передается команда о блокировке разговоров и телефонов. Доступными, кстати, как и в случае программ, описанных выше, остаются только звонки в службу спасения. А звонящим и пишущим в это время приходит сообщение: «Извините, я сейчас за рулем».
Так как данное устройство включается только тогда, когда ключ зажигания находится в положении «открыт», то есть вставлен в зажигание, многих проблем удается избежать. Во-первых, будучи пассажиром, пользователь может продолжать говорить по телефону или набирать sms. Во-вторых, на светофорах или в пробках телефон не включается. В общем, для добросовестных пользователей это удобно. Однако устройство отключается при выключении BlueTooth. Кроме того, с ключа, в конце концов, можно снять копию и продолжать ездить как ни в чем не бывало. Только вот совершенно непонятно, зачем такое устройство нужно приобретать добросовестным автолюбителем. К тому же «голубой зуб» тоже потребляет довольно много энергии и быстро разряжает батарейку телефона.
Появление k2sd на рынке сопровождалось широким освещением в прессе и рекламной компанией. Однако сразу появилась критика устройства в интернете, а агентство The Associated Press разнесло концепцию в пух и прах. Разработчики, Уэлли Карри (Wally Curry) и Сюесон Чжоу (Xuesong Zhou) из Университета Юты, восприняли критику и нескольно трансформировали устройство. Теперь k2sd не запрещает ничего. Есть кнопка выключения системы, нажав которую пользователь может звонить или писать sms во время вождения в свое удовольствие. Однако родители и страховая компания получают уведомления о его безответственности, что может сказаться и на страховой сумме. Также Чжоу предлагает ввести на сайте базу данных, куда родители будут вбивать информацию о средней длительности пребывания своего чада за рулем в течение месяца. И, если цифры будут значительно отличаться в сторону меньшего пребывания ребенка за рулем, родители получат соответствующее sms и повод проверить «исправность» системы k2sd своего ребенка.
Разработчики из Университета Юты настаивают на том, что подобная система будет полезна и взрослым. Видимо, «во избежание соблазна». Однако взрослым, которые сознательно купят такой гаджет или установят программу DriveAssist, гораздо выгоднее было бы просто выключать телефон, когда это необходимо. Или переводить его в режим «за рулем», который, правда, массово производителями телефонов пока не внедрен. На то, что все эти продукты направлены в основном на детей, указывает и полная блокировка разговоров. Если для подростков в некоторых штатах США, например в Калифорнии, введен запрет на пользование беспроводной гарнитурой за рулем, то для взрослых его не ввели пока нигде. Впрочем, исследования показывают, что hands-free освобождает, согласно своему названию, только руки, но не внимание пользователя. В России подобный «детский» продукт, очевидно, не приживется. Во-первых, за руль подростки у нас садятся только с 18 лет и не так массово, как в США. Во-вторых, традиция обходить любые ограничения слишком сильна. Впрочем, возможно, некоторые особо заботливые жены захотят снабдить подобным устройством своих мужей. В частности, и из соображений сохранения семейного бюджета, ведь штраф за пользование мобильным за рулем значительно вырос еще в 2007 году. Также, вероятно, некоторые коммерческие организации в обязательном порядке поставят подобные продукты своим штатным водителям. Не помешают такие устройства и водителям общественного транспорта, которые тоже часто не стесняются нарушать данное правило дорожного движения, причем на глазах у возмущенных пассажиров. Но хотелось бы, конечно, чтобы мобильный за рулем стал редкостью не благодаря следящим и ограничивающим устройствам, а благодаря сознательности автолюбителей.