Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Наноученые и наноспекулянты: невидимая борьба

Издательство «КоЛибри» выпустило очередную книгу в серии Galileo — увлекательную и остроумную краткую историю битв на самом дне материи от Кристиана Жоакима и Лоранс Плевер: «Нанонауки. Невидимая революция».

Иногда пользу приносят не только любовь, радость и сочувствие, но и чувства противоположной окраски, такие как зависть или обида. Похоже, именно обида двигала Кристианом Жоакимом, выдающимся ученым, директором по науке Центра структурных исследований и разработки новых материалов в Тулузе, когда он решил написать эту книгу. Хотя обида специалистам такого масштаба обычно не свойственна. Вместе с научным журналистом Лоранс Плевер он написал прекрасную книгу, где раскрывает все тайны нанонауки, у истоков которой он и стоял.

Когда нано не к месту

Выходные данныеНанонауки. Невидимая революция / Кристиан Жоаким, Лоранс Плевер, пер. с фр. А. Кавтаскина. -- М.: КоЛибри, 2009. -- 240 с. (Galileo) ISBN 978-5-389-00631-7
Казалось бы, к чему обиды, ведь все, что связано с наномасштабами, пользуется стабильным вниманием общества, государства и частного капитала. Непростой истории проникновения «нано» в массы посвящена вся первая глава. В ней Жоаким рассказывает про первые эксперименты по локализации и управлению отдельными атомами и молекулами с помощью туннельного микроскопа, про первые идеи о создании молекулярных машин и про то, как эти идеи были сначала восприняты американским правительством, а затем опошлены лоббистами от индустрии и, что уж греха таить, коллегами из научных областей.

Жоаким пытается разделять «настоящие» нанотехнологии и миниатюризацию, которую также часто обозначают этим термином, настоящую «нанофизику» и мезофизику, которую называют, собственно, нанофизикой большинство ученых и материаловедов. Необходимо, однако, признать, что он и его коллеги-волшебники, создающие машины на фуллереновых колесах, в меньшинстве, и нанотермины уже давно захвачены материаловедами и приобрели сколь угодно широкий смысл.

Привет Ричарду Фейнману

Попутно ученый лишает права первенства в области нанотехнологий и знаменитого физика Ричарда Фейнмана. По мнению Жоакима, знаменитая речь будущего нобелевского лауреата на рождественском ужине в Калифорнийском технологическом институте «Там внизу много места» считается предвестником нанотехнологий совершенно незаслуженно. В доказательство он приводит слова американского физика Пола Шликта, слышавшего речь в том самом 1959 году: «Народ по большей части подумал, что докладчик валяет дурака».

Известной же речь Фейнмана сделал Эрик Дрекслер, один из лучших американских специалистов по нанотехнологиям в понимании Жоакима, пожалуй, даже одним из их основоположников. Выступая в 1992 году перед Алом Гором, Дрекслер решил приукрасить свою речь цитатой Фейнмана и оттенить его авторитетом. Последовавшему за этим выступлением появлением в США Национальной нанотехнологической инициативы, участию у этом Дрекслера, Гора и других заинтересованных лиц в книге посвящено несколько захватывающих страниц.

Красиво о малом

Впрочем, обида, что таит физик на технологов, вот уже полвека занятых миниатюризацией компьютерных чипов и присвоивших себе область, которую он считает родной, не мешает Кристиану Жоакиму посвятить этой самой миниатюризации целую главу. И любому читателю становится понятно, что ученый восхищается своими коллегами и их достижениями, как любой фанат науки, несмотря на личные обиды и терминологические трения.

Впрочем, когда дело доходит до рассказа о «настоящих» нанотехнологиях, фанат и истинный ценитель научной красоты проявляется в авторе в полную силу. Чего только стоит описание того, как автор, находясь в Нью-Йорке, вместе со своим коллегой из Цюрихской лаборатории IBM впервые заставил двигаться молекулу порфирина под управлением иглы туннельного микроскопа.

Кладовая нанознаний

Описанием красивых экспериментов, внезапных озарений и прогресса в нанотехнологиях содержание книги не ограничивается. Вы, к примеру, сможете узнать, почему биологи и палеонтологи вместо «нано» говорят «нанно», откуда появилась и куда пропала жизнь на Марсе, а также в чем кроется корень «нанобоязни» и как с ней бороться.

Заканчивается книга традиционно для изданий серии Galileo -- библиографией. Добрая половина работ, правда, написана на французском. Однако это не такая большая проблема. Специалистам в нанотехнологиях сейчас, когда они переживают столь бурный расцвет, найти достойную литературу по интересующей их тематике труда не составляет. Другое дело литература научно-популярная, действительно стоящих образцов которой и так-то не много, а уж в области нанотехнологий практически нет. Тем ценнее эта, несомненно, замечательная книга.

Полная версия