Студенты доверяют себе больше, чем компьютеру
Выполняя учебные задания на компьютере, ученики склонны приписывать свои ошибки несовершенству программного обеспечения, а не своей невнимательности. По мнению педагогов, такая позиция может стать одной из главных проблем развития самостоятельного удаленного обучения.
Повсеместное распространение компьютерных технологий не обошло стороной и сферу образования. На цифровые обучающие технологии возлагаются большие надежды по нескольким причинам. Прежде всего, наглядный учебный материал лучше усваивается. Но не последнее место в доводах пропагандистов цифрового обучения занимает возможность удаленного самостоятельного образования. Анника Ланц-Андерссон (Annika Lantz-Andersson), аспирантка Педагогического факультета Университета Гетеборга, посвятила свое исследование выявлению трудностей, с которыми сталкиваются работающие с обучающими программами дети.
Классная работа
В ее исследовании принимали участие два класса старшей школы в одном из небольших городков в Швеции. Всего в исследовании участвовали 34 семнадцатилетних ученика: 18 мальчиков и 16 девочек. Один класс постоянно работал с математической обучающей программой, второй – с программой по английскому языку. В компьютерных классах стояли несколько видеокамер, которые снимали общий план класса, а также крупные планы – лица и жесты учеников и то, что происходило на мониторах. Дети работали за компьютерами как в одиночку, так и группами – в основном в паре. В классе постоянно находился учитель, который консультировал детей и помогал им справляться с возникающими трудностями.
Анника отсмотрела видеозаписи, восстанавливая и систематизируя ситуации, которые возникали у учеников при работе с компьютером. Она также беседовала с учителями, которые руководили классами, обсудив с ними возникающие при подобном варианте обучения трудности. Собственно, исследование и было сфокусировано в основном на трудностях, которые возникали у учеников при работе с образовательными программами.
Без вины виноватые
Ученикам предлагалось изучить иллюстрированный теоретический материал, а потом выполнить несколько заданий на пройденную тему.
В одной из задач студентам требовалось посчитать, сколько составляет налог на добавленную стоимость в общей цене чашки кофе за 15 крон. Сначала нужно было посчитать процент, который составляет налог, а затем перевести его в кроны. У студентов часто получался ответ 25% вместо правильных 20%. Они пересчитывали 25% в кроны и получали ответ 3,75. Программа оценивала этот ответ как некорректный. Тогда студенты вводили тот же самый ответ в дробной форме, то есть 3 ¾, полагая, что программа чувствительна именно к форме ответа. Когда и этот ответ расценивался как некорректный, они решали, что ошибка таится в программе, а не в их расчетах, и приступали к следующему заданию.
Так же реагировали ученики и на уроках английского: они считали, что программа чувствительна к регистру или форме слова, которое они вводят. Позже ученики обсуждали свои результаты с учителем. «Ученики настаивали на том, что их ответ нужно перефразировать, или что ответы компьютера были неправильными так же, как могут быть неправильными ответы в текстовых учебниках, или находили другие похожие объяснения», -- рассказывает Анника.
Учитель должен быть живой
Исследование показывает, по мнению Ланц-Андерссон, что считать компьютерные программы самообучающими неправильно. В любом случае нужен человек, который будет помогать ученикам при использовании этих программ. То есть живой педагог в случае «цифрового обучения» нужен ничуть не меньше, чем в традиционной системе образования.
Анника считает, что у обучающего компьютера есть много преимуществ: «Компьютер никогда не устает, ему не надоедает проверка бесконечных, часто случайных, ответов, он не делает никаких различий между студентами». «С другой стороны, он не может обеспечить индивидуальный подход к ученику и персональный обратный отклик, а именно в этом состоит наиболее важная задача учителя», -- продолжает она.
Впрочем, отказываться от цифровых технологий шведская исследовательница, конечно, не предлагает. По ее мнению, компьютеры могут привнести в обучение элементы интерактивности, способствуют взаимодействию между студентами. И именно на этих преимуществах обучающих программ следует сосредоточиться их разработчикам, а не на возможности заменить компьютерами живых учителей.
С подробным описанием методов исследования и его результатами можно ознакомиться в диссертации Анники Ланц-Андерссон.