Покупателям стоит думать, как использовать товар
Если продавец побуждает покупателя представить, как тот пользуется товаром, он может потерять клиента. Заодно ученые дали совет шопоголикам, как избежать ненужных покупок.
Экономический кризис заставляет маркетологов во всем мире работать с удвоенной силой. Поддерживать спрос на высоком уровне в нестабильное время – непростая задача, и не последнюю роль в этом деле играет рекламная политика компании. В новой работе теоретики от маркетинга указали на одну из основных ошибок своих коллег-практиков.
Тактика выбора
«Продавцы часто пытаются привлечь покупателя, побуждая того представить, как он пользуется их продукцией», -- пишут авторы работы, вышедшей в чикагском журнале Journal of Consumer Research. Однако, по сути, подобная реклама стимулирует процесс-ориентированное мышление у покупателя, что затрудняет выбор и может привести к совершенно нежелательному для продавца эффекту.
Исследователи сравнивали различные тактики, которые применяют покупатели при выборе товаров и услуг. Эти тактики основаны на процесс-ориентированном и результат-ориентированном мышлении. Термины говорят сами за себя. В первом случае покупатель, обдумывая выбор, фокусируется не только на результатах и пользе, которую может принести ему приобретение, но и на самом процессе пользования этим приобретением, на пошаговых действиях, которые приведут его к конечному результату. Во втором случае же его интересуют только преимущества, которые он получит, сделав покупку.
Обычно покупатель сравнивает необходимые для покупки средства с ее полезным результатом: к примеру, цену и качество товара, возможные риски и прибыль, удовольствие и необходимые усилия. Покупатели с процесс-ориентированным мышлением включают в сравнение не только итоги покупки, но и способы ее использования, деятельность, связанную с этой покупкой, что значительно затрудняет выбор.
«По пять, очень большие, но вчера»
Ученые провели несколько экспериментов, в которых принимали участие студенты старших курсов. В первом случае они выбирали между двумя квартирами. Одна находилась в полутора километрах от университета, но уступала второй по площади (50 м2 против 90 м2), однако вторая квартира находилась значительно дальше – в 14,5 км от места учебы. Цены на квартиры исследователи уравняли.
Две случайно разделенные группы получили разные инструкции. Участников первой, процесс-ориентированной группы, прежде чем сделать выбор, просили сфокусироваться на своем ежедневном распорядке и привычках. То есть представить себе жизнь в новой квартире. Опрашиваемых из второй, результат-ориентированной группы проинструктировали иначе. Их попросили подумать о том, какой выигрыш им принесет новая квартира. Что они смогут осуществить и как будут себя чувствовать в роли хозяина того или другого жилья.
«Процесс-ориентированные участники думали не только о размерах жилья, но и о длине пути от университета до дома. Они реже склонялись к выбору крупной квартиры и вообще испытывали большие трудности с выбором», -- сообщили авторы работы.
Удобство vs функциональность
Исследователи предложили участникам еще несколько тестовых заданий. К примеру, в одном из них предстояло выбрать цифровую видеокамеру. Процесс-ориентированной группе предложили одну менее функциональную, но очень простую и удобную в эксплуатации, а вторую – со множеством дополнительных функций, но очень неудобную. А результат-ориентированной группе предложили две камеры с разным набором дополнительных функций. Причем и общее число функций, и удобство камер совпадало. И, кстати, удобство эксперты оценили на «троечку». Так что на выбор оно не влияло.
И снова результат-ориентированная группа сделала выбор быстрее и практически без колебаний, в то время как участники процесс-ориентированной группы предпочли отложить решение и еще подумать.
Мысли о процессе ухудшают результат
Ученые исследовали не только выбор между конкретными товарами. Они предлагали участникам и менее материальные альтернативы. Студенты получили задание написать короткое эссе по одной из двух статей на выбор. Обе предложенные статьи описывали работу мозга: первая – короткая, всего три четверти страницы, и очень формальная, то есть менее интересная. Вторая статья, на полторы страницы, изобиловала конкретными примерами и была написана более живым языком. Участникам кратко описали обе статьи, упомянув и их длину, а затем по-разному проинструктировали. Одних попросили представить сам процесс написания эссе: подробное чтение и анализ текста, выделение важных моментов и основных идей. Вторых попросили представить, какой опыт они получат от написания эссе и какую пользу и удовольствие извлекут, прочитав статью и узнав новые интересные факты.
В данном случае различий между конечным выбором, сделанным участниками из разных групп, авторы работы не нашли. Зато, по сообщениям самих студентов, те, кто вошел в процесс-ориентированную группу, при выборе больше фокусировались на пошаговом выполнении задания и принимали решение дольше. В итоге их эссе оказались короче и хуже. Очевидно, что фокусировка участников на процессе на пользу результату не пошла.
Полезно ли слишком много думать
Выводы исследования можно формулировать по-разному, в зависимости от того, кому они предназначены – продавцам или покупателям. Первым ученые могут посоветовать, рекламируя свой товар, фокусироваться на пользе и удовольствии, которое может принести его покупка. Впрочем, если главное в продукте -- именно удобство и простота использования, то за счет мыслей о процессе можно перетянуть покупателей более технически продвинутых или полезных товаров.
По всей видимости, маркетологи и раньше об этом догадывались, именно поэтому так часто в телерекламе женщины заливают кипятком сублимированную пищу или валяются на диване в утягивающих колготках. Впрочем, качеству и пользе товара процесс-ориентированные покупатели уделяют внимания не меньше, чем ориентированные на результат.
Что касается покупателей, то ориентация на процесс имеет для них как позитивный, так и негативный аспект. С одной стороны, такая тактика поможет контролировать себя и избавиться от привычки совершать импульсивные, но совершенно ненужные приобретения. Но с другой -- такой способ мышления может задержать принятие важных решений, связанных, например, со здоровьем или безопасностью. К тому же такая тактика снижает удовольствие от принятия решения и уменьшает удовлетворение от покупки. Возможно, иногда покупателям стоит оставить размышления и положиться на чувство, ведь наше подсознание ошибается редко, а в большинстве случаев важен все-таки не процесс, а конечный результат.