Мамины слова детям не помогают
Девятилетнее изучение группы маленьких детей привело британских психологов к печальным выводам. Чтобы ребенок хорошо понял нормы поведения, ему их надо объяснять. Но поняв, он совершенно необязательно начнет использовать эти нормы.
Исследователи из университета Сассекса подвели итоги многолетнего исследования, посвященного изучению социальных навыков и понимания межличностных отношений у детей. Они начали изучать группу детей, когда тем было по три года. И закончили наблюдение, когда детям исполнилось по 12 лет.
Дети вместе со своими мамами выполняли разные задания и проходили тесты, показывая, как они понимают и оценивают нормы поведения человека в обществе.
Семейный просмотр
К примеру, один из тестов, придуманных исследователями, основывался на просмотре участниками телевизионной комедии «Офис». В ее оригинальном британском варианте один из главных героев --Дэвид Брент (персонаж известного британского комика Рикки Гервайса) – типичный пример «бесчувственного» индивидуума, который совершенно некорректно ведет себя в самых разных психологических ситуациях.
Как рассказал доктор Никола Юилл (Nicola Yuill), возглавлявший исследование на завершающих этапах, примерно с восьми лет дети так же, как и взрослые, начинали негативно оценивать сцены с «бестактностями» Дэвида Брента и хорошо понимали, что именно этот герой делает неправильно. К концу исследования они выполняли это и другие задания на понимание социальных норм и правил поведения так же хорошо, как и их матери. Фактически, по мнению ученых, детей от 12 лет с точки зрения социальной адаптации можно считать взрослыми.
Мамины слова
Когда эти дети были маленькими, исследователи изучали, какие слова и термины мать использовала в разговоре с ними. Они вместе рассматривали серию картинок с разными сценками из повседневной жизни. Выяснилось, что лучше всего со «взрослыми» тестами справлялись дети, чьи матери несколькими годами ранее описывали эмоциональное состояние людей на картинке, предполагали, о чем эти люди думают и что собираются делать.
Сильнее всего связь между разговорами об эмоциях и развитием социальных навыков проявляется в восьмилетнем возрасте. К 12 годам дети, с которыми таких разговоров не проводили, немного догнали своих «эмоционально заряженных» сверстников. Так ученые доказали, что к подростковому возрасту дети становятся менее зависимыми от своих матерей и более подверженными влиянию других взрослых и своих сверстников.
Связь совершенно не зависела от коэффициента интеллекта матери, ее собственных успехов при прохождении тестов на понимание межличностных отношений в обществе, а также от уровня владения родным языком – по сути, ораторского искусства. Доктор Юилл говорит, что был бы рад, если бы родители прочитали об этом исследовании и приняли его к сведению. Ведь использовать при воспитании ребенка разговоры об эмоциях и душевном состоянии окружающих не трудно. Это не требует специальных навыков, психологического образования или слишком много времени. Это вполне доступно, притом может дать детям хорошие задатки для развития навыков общения и правильного, этичного поведения в обществе.
Понимать не значит использовать
Однако ученые выявили другой интересный момент. Если ребенок хорошо понимает социальные нормы и правила, это не гарантирует, что он будет вести себя в соответствии с ними. К примеру, экспериментаторы провели несколько тестов на «работу в команде»: мама и ребенок управляли модельными автомобилями на игрушечной гоночной трассе. Так вот дети, которые продемонстрировали наилучшие результаты в тестах на понимание социальных взаимодействий, на удивление наиболее негативно и агрессивно вели себя по отношению к своим матерям, совершенно не желая сотрудничать с ними на трассе.
«Из нашего исследования я, конечно, не могу сделать выводы, что понимание межличностных отношений в обществе, социальных норм и этики непременно гарантирует хорошее поведение ребенка, -- сделал осторожный вывод Никола Юилл. -- Понимание окружающих – это только часть картины. Нужно еще научить ребенка использовать это понимание социально приемлемым и полезным образом».
Исследование инициировано и поддержано британским Советом по экономическим и социальным исследованиям.