Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Муравьи подали пример шопоголикам

Если человек часами пропадает в магазине, выбирая товар, ему стоит поучиться у муравьев. Они оказались намного рациональнее людей и своим примером доказали, что лучшее -- враг хорошего.

Муравьи Temnothorax albipennis часто удивляют ученых нетипичным для насекомых сложным поведением. На этот раз они продемонстрировали биологам, что умеют делать быстрый и правильный выбор, основанный на индивидуальных предпочтениях, даже когда вопрос касается всех членов колонии.

Жилищный вопрос скальных муравьев

Temnothorax albipennis, или, как называют их в Англии, скальные муравьи -- групповые насекомые, со средним размером тела рабочей самки около 3 мм, живущие в трещинах камней. Однако не любой старый камень им подходит. Муравьи предпочитают места посуше и потемнее. Иногда их гнезда разрушаются от старости или природных катаклизмов, и тогда колонии приходится переезжать.

Раньше ученые считали, что при необходимости сменить место жительства колония высылает разведчиков, которые сравнивают все пригодные места в округе, выбирают лучшее и сообщают об этом «в центр». Но команда исследователей из Университета Бристоля (University of Bristol) под руководством биолога Эльвы Робинсон (Elva Robinson) выяснила, что муравьи действуют иначе. Их тактика во многом рациональнее и, главное, быстрее.

Эксперимент

В лабораторных экспериментах авторы использовали девять муравьиных колоний, в каждой из которых жили от 100 до 200 рабочих взрослых особей и множество личинок. Ученые соорудили им домики из стекла и картона, а на спинку каждому муравью приклеили крошечный трансмиттер -- примитивный радиодатчик размером меньше миллиметра, который сообщал о местоположении своего носителя.

Через некоторое время после того, как муравьи обживались, исследователи разрушали их дом, просто сняв книжку. Обнаружив, что их королева и беспомощные личинки находятся в слишком опасно открытом пространстве, часть муравьев выдвигались на поиски нового гнезда. На выбор им предлагалось два гнезда -- похуже, но поближе и высокого качества, но в девять раз дальше.

Оказалось, что большинство муравьев -- около 75% перед переселением колонии побывали только в одном гнезде. Так что возможности сравнивать их по каким-либо параметрам у них не было. Из тех муравьев, кто первым попал в плохое гнездо, 41% покинули его после короткой остановки. Из тех же, кто сразу попал в хорошее местечко, только 3% отправились на дальнейшие поиски.

Алгоритм выбора

Ученые предположили, что муравей «держит в голове» параметры подходящего ему гнезда. У разных особей запросы могут быть более или менее скромными, но любой разведчик останавливает поиски сразу, как только найдет удовлетворяющее его собственным критериям жилище. После этого он возвращается в старое гнездо и приводит оставшуюся колонию вместе с королевой и личинками на новое место жительство. Кстати, чтобы сопроводить сородича к новому гнезду, муравей-разведчик использует тандемный бег.

Тандемный бегТандемный бег у Temnothorax albipennis обнаружила та же группа из Бристольского университета под руководством Найджела Френкса (Nigel Franks) -- научного руководителя Эльвы Робинсон.
По мнению экспериментаторов, такой способ действия позволяет муравьям экономить временные энергетические затраты. К тому же подобный алгоритм действий не требует от муравьев совершения сложных сравнительных операций. Ведь иногда набор параметров для сравнения может быть очень большим и привести к ситуации, когда первое гнездо лучше второго, второе лучше третьего, а третье при всем этом лучше первого, что сделает выбор невозможным и поставит насекомое в тупик. А всю колонию подвергнет опасности.

О результатах работы бристольских биологов рассказано в пресс-релизе на сайте университета. Более подробно с ними можно ознакомиться в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Поведенческий эколог из Университета Аризоны (University of Arizona) Анна Дорнхаус (Anna Dornhaus), комментируя эту работу, посоветовала шопоголикам брать пример с мудрых муравьев: «Вместо того чтобы вызнавать все альтернативы, им нужно просто найти одно хорошее гнездо и поселиться в нем». Именно так стоит поступать и покупателям: нашли что-то хорошее -- берите.

Полная версия