Итог женевских консультаций по безопасности в Закавказье не оставил Франции никакого шанса убедить партнеров по Евросоюзу возобновить переговоры по договору о сотрудничестве с Россией. Решение отложено как минимум до середины ноября.
Лидеры стран Евросоюза договорились отложить сроки возобновления переговоров с Россией по новому базовому договору о стратегическом партнерстве. Диалог был приостановлен в связи с августовским военным конфликтом в Южной Осетии. ЕС приветствовал вывод Россией своих войск из буферных зон, но дату возобновления диалога не назвал, передает Reuters.
Главы государств и правительств стран -- членов ЕС обратились к Европейской комиссии и Совету ЕС с предложением «продолжить всестороннюю оценку отношений между Россией и Евросоюзом в перспективе предстоящего двустороннего саммита», указано в проекте постановления, выработанного по итогам двухдневных переговоров лидеров ЕС.
При этом в первоначальной версии документа говорилось, что переговоры должны возобновиться в ноябре. Однако председательствующая в ЕС Франция в лице ее президента Николя Саркози не смогла убедить партнеров дать согласие на размораживание переговорного процесса.
Жесткую позицию заняли Польша, Швеция и страны Балтии. Их поддержала Великобритания, посчитавшая, что Россия не в полной мере выполнила свои обязательства по договору Медведева—Саркози.
Верховный представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана выразил в четверг надежду, что решение все-таки будет принято до 14 ноября, даты проведения в Ницце очередного саммита Россия--ЕС. Комиссар ЕС по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер, которой поручено оценить состояние двусторонних отношений, рассчитывает, что представит свой отчет министрам иностранных дел к совещанию 10 ноября.
Перспектива возобновления переговоров по договору о сотрудничестве зависела и от итогов женевской встречи, хотя Хавьер Солана и заявил, что не усматривает между этими вопросами никакой связи. Вместе с тем некоторые европейские страны увязали возобновление переговоров с выполнением Россией обязательств по выводу войск из буферных зон. В начале сентября страны ЕС заявили, что переговоры с Россией могут возобновиться, если Москва вернет свои войска на позиции, предшествовавшие 7 августа, дате начала военного конфликта в Южной Осетии.
Россия же считает, что в полной мере выполнила условия договора, и ждет от европейских партнеров ответных позитивных шагов. 9 октября Москва уведомила Евросоюз о завершении вывода российских миротворческих сил из зон, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, что соответствует положениям плана Медведева--Саркози от 12 августа и 8 сентября.
По итогам инспекционной поездки в регион 10 октября министр иностранных дел председательствующей в ЕС Франции Бернар Кушнер заявил, что Россия в целом выполнила свои обязательства, однако вопрос с выводом войск из Ахалгорского и Сачхерского районов, примыкающих к Цхинвальскому региону, остается открытым.
После заявлений Кушнера ряд государств Евросоюза, включая саму Францию, а также Германию и Италию, высказались за скорейшее возобновление переговоров о заключении с Москвой соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Германия и Франция считают, что вывод войск с территорий, прилегающих к Южной Осетии, уже является достаточной для возобновления переговоров уступкой со стороны России.
Консультации в Женеве накануне фактически были сорваны. Представители Абхазии и Южной Осетии отказались участвовать в дискуссии, не согласившись с предложенным им статусом. Они потребовали, чтобы им предоставили статус делегаций независимых государств.
По данным газеты «Коммерсантъ», на переговорах «произошла ссора между главой МИД Абхазии Сергеем Шамбой и российскими дипломатами». Шамба якобы «демонстративно покинул зал вместе с Борисом Чочиевым (и. о. премьера Южной Осетии)». Москва и Тбилиси возложили ответственность за срыв переговоров друг на друга.
Грузия не пожелала сесть за стол переговоров с представителями этих республик. С другой стороны, Евросоюз стремился найти компромиссное решение, позволившее бы Южной Осетии и Абхазии принять участие в переговорах, на чем настаивала Россия, но не в качестве представителей «независимых государств». Москва заявляла, что не видит необходимости обсуждения ситуации в регионе без участия Абхазии и Южной. Президент Франции Николя Саркози, в свою очередь, заявил о необходимости участия в переговорах всех вовлеченных сторон.
Компромисс был найден: формат переговоров снизили до экспертного уровня. Дискуссии должны были проходить в рамках заседаний двух рабочих групп. Участие Южной Осетии и Абхазии в пленарном заседании не планировалось. Против этого возражала грузинская сторона.