Организация Североатлантического договора не видит опасности оказаться в зависимости от России в вопросе о доставке грузов для коалиционных сил в Афганистане в связи с возможным закрытием базы в Манасе. Западные наблюдатели полагают, что Москва, поднимая ставки, хочет изменить правила игры в Центральной Азии.
НАТО не видит для себя опасности оказаться в какой-либо зависимости от России в вопросе о снабжении Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF) в связи с возможным принятием киргизскими властями решения о расторжении соглашения с американцами по аренде базы в Манасе, заявил на брифинге официальный представитель альянса Джеймс Аппатурай.
«Прежде всего, мы не должны расценивать это (переговоры с Россией об открытии альтернативных путей снабжения. -- Infox.ru) как какую-то зависимость от России», -- заявил Аппатурай, согласно информационным материалам НАТО.
По его словам, 80% грузов, необходимых для сил ISAF, идут через Пакистан. «Эти пути остаются нетронутыми. Мы способны на 100% обеспечить снабжение наших войск через существующие пути», -- заявил представитель, отвергнув формулировку журналиста об опасности оказаться «в частичной зависимости» от России.
По его словам, база в Манасе «не является важным транспортным узлом для НАТО», однако «играет существенную роль» для американских союзников. Но «это не значит, что мы не стремимся к большей гибкости и развитию альтернативных путей», подчеркнул Аппатурай.
«Если окажется, что киргизские власти все-таки примут решение о выводе американских сил с базы Манас при участии в этом вопросе России, то это вызовет обеспокоенность», -- заявил Аппатурай, указав на «неоднократные заявления российской стороны о поддержке международных усилий в Афганистане, в том числе в качестве члена Совета Безопасности ООН, одобрившего мандат на миссию в Афганистане».
Большая шахматная доска
Западная пресса, размышляя над последними событиями вокруг киргизской базы, ситуации в Афганистане и перспектив российско-американского сотрудничества, высказывает мнение, что Москва стремится получить преимущества в торге за новый формат сотрудничества в Центрально-Азиатском регионе.
«Если вы хотите, чтобы Центральная Азия оказывала содействие в войне против талибов, вы должны сначала иметь дело с Москвой», -- таков, по мнению обозревателей The Scotsman, посыл России, предоставившей кредит Киргизии, которая, в свою очередь, решила разорвать договор по базе Манас с американцами. В Москве же связь между двумя этими событиями категорически отвергают.
Накануне, отвечая на вопрос журналистов, не приведет ли решение Киргизии о закрытии американской базы к дестабилизации обстановки в Афганистане и регионе в целом, президент России Дмитрий Медведев сказал, что «вопрос должен быть адресован тем, кто такое решение принимает», то есть к киргизским властям.
Вместе с тем он указал на необходимость «дополнительных усилий» в рамках «совместной работы на антитеррористическом направлении» в регионе. По мнению российского президента, «комплексная» борьба с терроризмом должна «вестись с привлечением всех региональных стран». «И Россия, другие государства, входящие в ОДКБ, государства Центральной Азии готовы к полноценной, всеобъемлющей кооперации с США, с другими государствами коалиции в деле противодействия терроризму в регионе», -- заявил Медведев.
«Остается неясным, являются ли слова Медведева о «всеобъемлющей кооперации» попыткой успокоить Вашингтон или указанием на то, что Москва будет добиваться уступок в обмен на помощь в сохранении военно-воздушной базы в Манасе», -- пишет The Scotsman.