МАГАТЭ нащупало «российский след» в Иране
В руки инспекторов МАГАТЭ, устанавливающих характер проводимых Ираном ядерных исследований, попал документ, свидетельствующий, что помощь в проведении экспериментов по разработке взрывателей для атомной бомбы якобы оказывал иностранный специалист. Есть подозрения, что речь идет о российском ученом.
Международное агентство по атомной энергии проверяет сведения, что российский ученый мог оказывать Ирану помощь в разработке ядерного оружия, утверждают европейские и американские источники. По информации газеты The New York Times, ученый мог «действовать самостоятельно в качестве советника по проведению экспериментов», которые описаны в документах, полученных инспекторами.
Составленные на фарси документы, по словам анонимных источников, достоверные. При этом нет оснований полагать, что «ученый действовал от имени российских властей».
В прошлом месяце в докладе МАГАТЭ уже указывалось, что Иран мог получать помощь от иностранных специалистов в разработке систем подрыва ядерного оружия. Ранее же источники, близкие к МАГАТЭ, отвергли предположения о причастности каких-либо правительств, в том числе Ливии и Пакистана, к этим работам.
Европейские и американские источники отмечают, что к составлению документа предполагаемый российский специалист отношения не имеет, равно как и к строительству АЭС в Бушере. У западных экспертов, отмечает издание, вообще нет никаких доказательств причастности российских атомщиков к ядерным исследованиям Ирана.
Иран же неоднократно заявлял, что ядерные исследования проводит исключительно в мирных целях, отвергая настойчивые обвинения Запада в тайной разработке ядерного оружия. Полученные МАГАТЭ документы станут новым аргументом западных стран в стремлении заставить Иран приостановить эти работы.
Основанием для беспокойства стали представленные главным инспектором МАГАТЭ Олли Хейноненом на закрытом брифинге в феврале рассекреченные десятком государств документы и даже видеокадры, которые дали новый повод усомниться в искренности официального Тегерана. В частности, появились сведения, что Иран может работать над разработкой детонаторов.
Представитель Ирана немедленно отверг все обвинения, назвав их «беспочвенными». По его словам, речь идет о разработке взрывателей для классических вооружений. Однако Хейнонен настаивал, что параметры детонаторов указывают на возможность их применения именно в ядерном оружии.
Сомнения в подлинности
Вместе с тем он признал, что у агентства «на этой стадии пока нет достаточной информации, чтобы сделать вывод, беспочвенны ли обвинения или данные являются фальшивкой».
Новый документ, по словам источников, представил дополнительные свидетельства в пользу версии о проведении таких экспериментов. Тегеран и на этот раз все обвинения отверг. При этом МАГАТЭ весь документ официальным иранским представителям не показало, ограничившись лишь переводом на английский язык пяти страниц из него.
Такое поведение западные представители объясняют необходимостью сохранить в тайне от иранских властей способ, которым документ был получен. Однако МАГАТЭ не может явно обвинить Иран в разработке ядерного оружия, не имея на то очевидных и доступных для демонстрации доказательств.
По сведениям западной прессы, загадочный «пятистраничный документ на английском языке» упоминался еще в майском докладе МАГАТЭ как один из 18 документов, представленных иранской стороне в качестве «доказательств» того, что Иран разрабатывает ядерное оружие. При этом речь в нем шла об «экспериментах со сложной системой детонации большого объема взрывчатых веществ и наблюдением за детонацией с замерами». И не было никаких указаний на то, что документ представлял собой перевод из более крупного текста на фарси.
Западные источники настаивают, что речь в документе шла об экспериментах по созданию эффективной системы подрыва ядерного заряда, срабатывающей в заданный момент времени. Эта задача является одной из самых сложных при создании атомной бомбы.