У Израиля нет четкого плана действий
В руководстве Израиля возникли разногласия по вопросу продолжения операции в секторе Газа. Политики оказались перед выбором: завершить боевые действия, не достигнув ощутимой победы, или расширить операцию, рискуя завязнуть в городских боях, понести потери и быть обвиненными в стремлении оккупировать сектор Газа.
Израильское руководство оказалось перед трудным выбором: активнее предпринимать усилия на дипломатическом фронте для заключения нового договора о перемирии с группировкой ХАМАС -- и тогда оказаться в политическом проигрыше, либо продолжать операцию с риском превращения Газы в «Сталинград» и дальнейшей оккупации всего сектора, пишет израильская пресса.
«Израиль идет в сторону решения об оккупации всего сектора Газа», -- пишет издание Ha’aretz, указывая, что Израиль в нынешней ситуации не может завершить начатую 27 декабря операцию, не достигнув ощутимых результатов. Этим результатом может быть выгодное для Израиля дипломатическое решение конфликта, а в его отсутствие -- «расширение операции» и уничтожение как можно большего числа активистов ХАМАС. Впрочем, политические последствия этого шага также непредсказуемы.
«Если Израиль выйдет из Газы, то некоторым может показаться, что при первых признаках трудностей в войне с ХАМАС Израиль бежит. А если пойдет на полную оккупацию сектора Газа, то может заплатить высокую политическую и экономическую цену, не достигнув политических целей», -- полагает издание.
Газета пишет, что решение о начале новой фазы операции может быть принято через два дня при условии, если Израиль не добьется от международных посредников такого соглашения, которое позволило бы воспрепятствовать дальнейшему вооружению радикальной группировки.
В частности, как сообщает Reuters, основным условием заключения возможного перемирия Израиль выдвигает создание таких договорных механизмов, которые не позволили бы боевикам ХАМАС наращивать свои силы в мирное время, а Израилю -- законно реагировать на такие действия. «Предотвращение вооружения ХАМАС является необходимым условием нового соглашения», -- заявил представитель премьер-министра Эхуда Ольмерта.
Израильская сторона заявляет, что предыдущие полгода перемирия ХАМАС использовал для увеличения дальности полета ракет, с 20 до 40 км. «Ни при каких обстоятельствах мы не согласимся на новое перемирие, которое позволило бы ХАМАС увеличить радиус поражения до 60 км, что привело бы к обстрелам пригородов Тель-Авива», -- заявляют израильские представители. Израиль также настаивает на присутствии международной миссии у границы Египта и сектора Газа для предотвращения контрабанды оружия.
В этой ситуации Израиль будет убеждать международное сообщество, что вооружение ХАМАС подорвет остатки стабильности на Ближнем Востоке. В этом его поддерживает уходящая американская администрация, полагающая, что первым о прекращении огня должны объявить боевики ХАМАС. Франция же предлагает немедленно прекратить боевые действия обеим сторонам.
ХАМАС уже отверг предложенный государственным департаментом США проект договора о перемирии, заявив о том, что он составлен в пользу Израиля. От группировки потребовали прекратить ракетные обстрелы и контрабанду оружия из Египта, передает Associated Press.
На дипломатическом поле теперь многое зависит от Египта, который по новому возможному соглашению должен принять самое активное участие в борьбе с контрабандой оружия. После визита американских дипломатов в Каир в Израиле возникло ощущение, что Египет «поддержит эти усилия», тем более что оккупация сектора Газа приведет к огромному потоку беженцев.
«Расширение операции» может означать окружение и осаду Газы, что займет несколько недель, или ведение сложных городских боев на территории противника, что может привести к увеличению потерь среди личного состава и даже появлению пленных израильских солдат, отмечает Jerusalem Post. Ни о каких политических дивидендах в преддверии февральских выборов в этом случае говорить будет нельзя.
«С технической точки зрения армия Израиля вторгается на территорию ХАМАС, а не оккупирует сектор Газа. Поэтому проводятся наступательные операции, в которых ХАМАС обороняется. До тех пор пока не поставлена цель контролировать население Газы и оккупировать эту территорию, израильская армия может проводить агрессивные рейды и отходить», -- полагает аналитик издания. В этом случае бои в городе Газа не рискуют напомнить бои в Сталинграде, «где каждая сторона стремилась захватить территорию и закрепиться на ней».
Именно поэтому, как утверждают источники, министр обороны Эхуд Барак считал, что Израиль допустил ошибку, отвергнув предложение Франции о перемирии. Это могло бы стать хорошим поводом вовремя остановиться, но теперь министр предлагает продолжать до победного конца. Политические источники опровергают сообщения о разногласиях в руководстве. Другие говорят, что проблемы есть», -- пишет Ha’aretz. На продолжении операции с самого начала настаивал глава правительства Эхуд Ольмерт. Глава МИДа Ципи Ливни отвечает за то, чтобы ХАМАС не смог получить в сложившейся ситуации никакой международной легитимности.