Медведев потребовал не ущемлять СМИ законом об инсайде
Новый закон об использовании инсайдерской информации не должен препятствовать законной деятельности средств массовой информации и ущемлять право на свободу слова, заявил президент Дмитрий Медведев. Глава Минкомсвязи Игорь Щеголев пообещал, что ведомство не допустит злоупотреблений.
Президент России Дмитрий Медведев призвал применять новый закон об инсайдерской информации без ущемления права на свободу слова и вреда для экономической информации, полученной из законных источников.
«При использовании закона должен быть настоящий, разумный баланс между, с одной стороны, недопустимостью противоправного использования инсайдерской информации, а с другой стороны -- (надо) защитить свободу слова и возможность использования экономической информации, которая получается из законом установленных источников и используется в соответствии с этим законопроектом», -- передает слова президента РИА «Новости».
«Мною были даны поручения по изменению некоторых положений закона. В целом они устроили представителей СМИ, которые внимательно отслеживали эту ситуацию. В настоящий момент закон уже подписан и начинает действовать», -- отметил президент.
«СМИ ограждаются от ответственности в четко прописанном ряде случаев. Если информация передается со ссылкой на другие СМИ либо с точным указанием источника, такая информация не рассматривается как противозаконная, и СМИ за это привлекаться к ответственности не может», -- сказал на встрече с Медведевым глава Минкомсвязи Игорь Щеголев.
«Наши органы, которые работают со СМИ по надзору, будут следить за тем, чтобы не было злоупотреблений и СМИ могли работать в режиме, который обеспечивает полноценное и объективное освещение деятельности в экономической сфере, и (чтобы) не нарушалась свобода слова», -- пообещал министр.
Закон гласит
Закон об инсайде был подписан президентом в конце июля. Согласно документу, инсайдерская информация определена как «точная и конкретная информация, распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и товаров, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, одного или нескольких хозяйствующих субъектов, финансовых инструментов.
Речь идет о сведениях, составляющих коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи, в части информации о почтовых переводах денежных средств, и иную охраняемую законом тайну.
К инсайдерской информации не относятся сведения, ставшие доступными неограниченному кругу лиц, в том числе в результате их распространения; сведения на основе общедоступной информации, исследования, прогнозы и оценки в отношении финансовых инструментов, иностранной валюты и товаров, рекомендации и предложения об осуществлении операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и товарами.
К инсайдерам отнесены эмитенты и управляющие компании; организаторы торговли, клиринговые организации, депозитарии и кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов; лица, которые владеют не менее чем 25% голосов в высшем органе управления лиц; члены совета директоров; федеральные органы исполнительной власти, Банк России; информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации лиц и организаций, указанных в законе; наконец, физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании трудовых и гражданско-правовых договоров.
СМИ не привлекаются к ответственности за распространение недостоверных сведений, если в сообщениях цитируются заявления конкретных источников информации или публикация создана на основе перепечатки из других СМИ. Ответственность за манипулирование рынком наступает, если журналисты получили выгоду или не предоставили по запросу в ФСФР сведения об источники полученной информации.
При обсуждении законопроекта в начале года Медведев констатировал «некоторые опасения у наблюдателей, не только у участников финансового рынка, но и у средств массовой информации» относительно некоторых положений документа. «Я недавно встречался с руководством СМИ, с главными редакторами: они очень обеспокоены законом об инсайдерской информации и считают, что это будет удавка на горле, что из них выпьют кровь, заставят отвечать за те вещи, которые они не совершали», -- сказал в феврале президент, поручив правительству и регуляторам этим «вопросом озаботиться, встретиться, послушать позицию СМИ и в финальной версии закона сделать оптимальные предложения».