Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Евгению Чирикову задержали после пресс-конференции

Лидер защитников Химкинского леса Евгения Чирикова задержана после пресс-конференции в Независимом пресс-центре. При поддержке ОМОНа двое сотрудников в штатском на руках унесли ее в бежевую «девятку» и уехали в неизвестном направлении. Принудительным методом милиционеры уже допросили нескольких журналистов и активистов оппозиционных движений. Методы борьбы с погромщиками будут самыми жесткими, уверены подозреваемые.

Лидер «Движения в защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова задержана после пресс-конференции в Независимом пресс-центре в Москве.

Еще перед началом мероприятия у здания дежурил милицейский «УАЗ» с подмосковными номерами и автобус с сотрудниками ОМОНа. Журналисты насчитали во внутреннем дворике пресс-центра свыше 30 омоновцев. Всех приходящих сотрудники милиции снимали на видеокамеру.

Задержание произошло неожиданно для собравшихся. Чирикова разговаривала с группой корреспондентов. В этот момент к ней подошли два человека в штатском и попытались увести к автомобилю ВАЗ-2109 бежевого цвета. При задержании Чирикова кричала и сопротивлялась. В машину женщину унесли буквально на руках.

[v2]Сотрудники ОМОНа оказывали активную поддержку коллегам в штатском: пока шла спецоперация, они не выпускали несколько десятков журналистов, присутствовавших на пресс-конференции, заблокировав арку в доме на Пречистенке. Только когда милиция уехала, журналисты смогли покинуть внутренний двор.

В пресс-центре проходила конференция на тему: «Погром в Химках: милиция изобретает зачинщиков». Кроме Евгении Чириковой, участие в ней принимали глава Института «Коллективное действие» Карин Клеман, адвокат Михаил Трепашкин, мать задержанного Алексея Гаскарова Елена Гаскарова.

Поводом послужил арест на два месяца антифашистов Алексея Гаскарова и Максима Солопова за погром в администрации Химок. По данным милиции, в нападении на химкинскую администрацию 28 июля принимали участие около 90 человек. По неофициальным данным, их было около 300. Молодые люди забросали здание городской администрации бутылками, камнями и файерами в знак протеста против вырубки Химкинского леса. Акция прошла всего за несколько минут, на месте никого из участников погрома задержать не удалось.

Охота на ведьм

Сразу после скандала, разразившегося в администрации Московской области, милиция начала активные поиски участников акции. Выяснилось, что погром спланировали антифашисты -- на одном из радикальных сайтов они анонсировали мероприятие как концерт. Вскоре милиция наведалась в редакции печатных и интернет-СМИ, забрав отснятые на акции фотоматериалы. Кроме того, принудительно на допросы были доставлены журналистка «Новой газеты» и члены движений «Левый фронт» и «Солидарность». В результате были задержаны двое участников нападения -- лидеры движения «Антифа».

Арестованные сроком на два месяца антифашисты Гаскаров и Солопов признают, что присутствовали на акции в Химках, но не причастны к погромам.

Адвокат Алексея Гаскарова вообще уверяет, что «погром» -- это слишком сильное слово. От действий антифашистов никто не пострадал. Материальный ущерб по протоколу – десять разбитых окон и пять надписей, согласно рапорту, составленному на месте происшествия, – четыре окна и те же пять надписей, а в иске о возмещении ущерба фигурирует уже 12 стеклопакетов.

Защитник уверен, что Гаскаров вовсе не участвовал в погроме. «Алексей вообще находился в другом месте. Его якобы опознали по цвету волос и подбородку. А яркую одежду свидетели не вспомнили. Такое может быть?» -- привел аргументы Михаил Трепашкин.

По его словам, антифашистам пытаются вменить в вину не хулиганство, а организацию массовых беспорядков «группой лиц по предварительному сговору», что карается лишением свободы до семи лет.

«Мне открытым текстом сказали, что статья будет, и серьезная, -- сказала мать задержанного Елена Гаскарова. -- Знаете, все как в детективах – игра в «хорошего» и «плохого» полицейского. У одного более жесткий стиль. Другой предлагает перейти на «ты», рассказывает, что у него тоже есть сыновья, и между делом упоминает: «Это дело на таком уровне, что и присниться вам не может».

Незадолго до показательной спецоперации Евгения Чирикова, возглавляющая общественное сопротивление жителей Химок, пояснила, что к нападению на здание администрации ее организация отношения не имеет. «Мы исключительно за правовые способы борьбы. Но мы предупреждали, что подобное поведение властей неизбежно спровоцирует агрессивные действия», -- пояснила Чирикова.

Она напомнила хронику противостояния жителей Химок и застройщиков, рассказала о способах запугивания мирных экологов, о задержании девяти человек, о сломанных ребрах своего мужа, о людях в масках, охраняющих вырубки. «Нам страшно. Я боюсь за своих детей», -- резюмировала Чирикова.

Среди прочих вопросов журналисты попросили Чирикову поделиться своими соображениями относительно целесообразности присутствия столь внушительного количества силовиков, «охраняющих» нынешнюю пресс-конференцию. «Очередная паранойя. Впрочем, давайте попробуем еще отсюда выйти», -- пошутила Чирикова, не подозревая, чем завершится ее встреча с журналистами.

После задержания какое-то время телефон Евгении был недоступен. На момент публикации правозащитница ответила на звонок, но смогла сказать только одну фразу: «Я на допросе. Перезвоните позже».

«Повестку не получала»

Вечером корреспонденту Infox.ru удалось дозвониться, но трубку подняла не сама Евгения, а ее единомышленник – один из активистов движения в защиту Химкинского леса Ярослав Никитенко. Он сообщил, что Чирикову отпустили в 18.00. Все это время длился допрос.

Чириковой предъявили видеозапись и попросили опознать людей в масках. Она никого не узнала. Дальнейший разговор шел о деятельности общественной организации, возглавляемой Чириковой.

Никитенко подчеркнул, что необходимости насильственно обеспечивать доставку «свидетеля» на допрос не было: Чирикова не уклонялась от общения с правоохранительными органами, а просто не получала никаких повесток. Активист движения добавил, что завтра Евгению обязали явиться на продолжение допроса к следователю.

Полная версия