Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Минкомсвязь не справляется со спамом

В последние годы Россия стабильно занимает лидирующие позиции в международных спам-рейтингах. От российского интернет-мусора страдают не только западные страны, но и пользователи внутри страны. Однако действенных мер по решению проблемы не принимается, констатируют эксперты, подозревая влияние спамерского лобби. Министерство связи, ответственное за вопрос, с инициативами тянет.

Доля спама в российском почтовом трафике неуклонно растет, Россия становится одним из мировых центров рассылки почтового мусора, однако серьезные меры по противодействию спамерам в России до сих пор не разработаны и не приняты, указывают эксперты, критикуя позицию Минкомсвязи по этому вопросу.

Специалисты сетуют, что ведомство до сих пор не выработало адекватных антиспамовых законодательных инициатив. Созданная в конце 2008 года при министерства рабочая группа по направлению «Спам» пока молчит, пишут «Новые Известия». Лишь весной появилась информация об одном из членов этой группы Павле Врублевском, которого в интернет-среде считают одним из противников отдельного закона о спаме, выступающих за саморегулирование отрасли.

Врублевский возглавляет компанию Chronopay, лидирующую в области интернет-процессинга платежей по банковским картам. Он же является председателем комитета по электронной коммерции Национальной ассоциации участников электронной торговли.

Член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Илья Пономарев в своем запросе начальнику Следственного комитета при МВД Алексею Аничину ранее называл Врублевского «одним из организаторов и идейным вдохновителем международного преступного сообщества». «Врублевский, находясь в составе рабочей группы Минкомсвязи, имеет возможность участвовать в разработке законопроектов в области IT и влиять на принятие важных для отрасли решений», -- пишет издание.

«Лобби спам-индустрии становится все мощнее, и это видно не только на примере регуляторов, до сих пор не могущих разработать и принять прямой закон о борьбе со спамом. В последнее время в серьезных СМИ начали появляться публикации на тему «спам как двигатель торговли», -- говорится в публикации.

Золотой мусор

На межгосударственном уровне бороться со спамерами помогает Конвенция Совета Европы по киберпреступности. Но Россия наряду с Китаем и рядом государств Латинской Америки до сих пор не ратифицировала этот документ. Но это не значит, что в России не существует законов, опосредованно защищающих пользователей от спама. Есть два закона -- № 38 «О рекламе» и № 152 «О персональных данных».

Они призывают соблюдать один из основных антиспамовых принципов, который говорит, что рассылка писем допускается только с согласия пользователя. Распространитель рекламы считается нарушившим закон, если он не сможет доказать в суде, что получил согласие на рассылку. За это он должен нести административную ответственность.

«Однако нынешний объем спама в российском почтовом трафике лишний раз доказывает, что эти законы должным образом не работают», -- указывает газета. Эксперты связывают это с тем, что в законодательных актах содержится «много исключений, а их формулировки не везде четкие», в законе отсутствует само понятие «спам».

У государственных органов, в частности Федеральной антимонопольной службы (ФАС), отвечающей за соблюдение закона «О рекламе», отсутствуют реальные механизмы контроля. У ФАС нет соответствующих полномочий для проведения оперативно-разыскных мероприятий в отношении спамеров. Поскольку в российском законодательстве отсутствует прямая ответственность за спам-рассылку, уполномоченные на проведение таких мероприятий правоохранительные органы не в состоянии повлиять на ситуацию. Даже если спамера удастся найти и привлечь к ответственности, максимум, что ему грозит, – небольшой штраф.

В 2009 году, по оценкам Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), нелегальный рынок спама заработал 3,7 млрд руб. Экономические потери России, констатирует РАЭК, составили 14,1 млрд. руб. «Мусор стал для спамеров и их покровителей поистине золотым», -- заключает издание.

Полная версия