Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Близость к Шереметьеву-2 погубит Химкинский лес

Планируемая трасса Москва – Санкт-Петербург, ради которой предполагается вырубить уникальный Химкинский лес, должна пройти максимально близко к аэропорту Шереметьево-2. Наблюдатели усматривают в выборе такого маршрута возможную заинтересованность руководства Минтранса, управляющего аэропортом.

Химкинский лес не пришлось бы вырубать под строительство скоростной автодороги Москва--Санкт-Петербург, если бы не стояла задача приблизить трассу к аэропорту Шереметьево-2, полагают эксперты, опрошенные изданием «Аргументы недели».

По мнению эксперта Михаила Блинкина из НИИ транспорта и дорожного хозяйства, у нынешнего маршрута есть как минимум пять альтернативных вариантов. Дорога могла бы пройти, например, вдоль железной дороги. В районе подмосковных Химок, согласно плану, автобан сначала действительно пройдет вдоль Октябрьской железной дороги, но уже за пределами МКАД дорога должна резко пройти на север в сторону Химкинского леса.

Трасса разрезает лес пополам, проходит через заповедные места Химкинского леса, а затем вновь возвращается на свое основное направление, вдоль Ленинградского шоссе.

Эксперты подозревают, что появление такой «петли» «объясняется лоббизмом со стороны ведомства Игоря Левитина, являющегося по совместительству главой совета директоров «Аэрофлота», пишет издание, напоминая, что одним из основных сторонников строительства платных скоростных дорог в России всегда выступало Министерство транспорта.

Планы по строительству дороги М-10 «Россия» от Москвы до Санкт-Петербурга с самого начала столкнулись с протестами инициативных групп граждан и экологических движений. Им удалось отстоять часть лесных территорий, сократив полосу обеспечения с 3 км до 100 м.

Министерство природных ресурсов и экологии поддержало противников строительства и обратилось в Минтранс с просьбой пересмотреть проект. Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин направлял открытое письмо генпрокурору Юрию Чайке, в котором просил проверить законность строительства магистрали.

«Выбран вариант прохождения трассы по территории Химкинского леса Истринского лесничества, который входит в лесопарковый защитный пояс города Москвы. Названное решение вызвало широкий общественный резонанс, поскольку оно противоречит нормам лесного законодательства, а его реализация причинит огромный ущерб окружающей природной среде», -- отмечалось в письме Лукина.

В конце апреля Верховный суд России признал законным выделение 150 га Химкинского лесопарка, в частности земель Истринского и Дмитровского лесничеств, находившихся в лесном фонде, для прокладки первого участка платной автотрассы от Москвы до Петербурга. Соответствующее постановление правительства 5 ноября 2009 года пытались оспорить экологи. Под строительство дороги изъято в общей сложности 144,8821 га.

Другой проблемой стало отсутствие достаточного числа частных инвесторов, готовых вложиться в проект стоимостью 180 млрд руб. Но от платной дороги Минтранс не отказался, и это несмотря на то, что рост дорожных расходов не привел к увеличению протяженности вводимых в эксплуатацию автомобильных дорог в России (за последние несколько лет этот показатель снизился почти в три раза, с 7,9 тыс. до 2,7 тыс. км).

Полная версия