Рассказавшего правду наблюдателя ОБСЕ пытаются очернить
Британский офицер Райан Грист, наблюдавший в качестве сотрудника миссии ОБСЕ за началом военного конфликта в Южной Осетии и впоследствии первым среди западных представителей выступивший с критикой в адрес Грузии, лишился работы. Его обвиняют в шпионаже и «самоволке».
Бывшего капитана британской армии Райана Гриста -- первого из западных наблюдателей ОБСЕ, заявившего о грузинской агрессии против Южной Осетии и игнорировании руководством этой организации предупреждений о подготовке нападения, обвиняют во лжи, шпионаже и несанкционированном сборе сведений, сообщает газета Wall Street Journal.
В начале ноября Райан Грист, входивший в группу наблюдателей ОБСЕ, заявил: «Мне было ясно, что нападение (Грузии на Цхинвали) носило абсолютно неизбирательный и непропорциональный характер».
Тогда же издание International Herald Tribune сообщило, ссылаясь на отчеты наблюдателей, с которыми были ознакомлены как западные дипломаты, так и непосредственно грузинское руководство, что утверждения грузинской стороны ведении «оборонительных» действий против «югоосетинских сепаратистов» и «российской агрессии» поставлены под сомнения.
Отчеты наблюдателей, действовавших в регионе по мандату ОБСЕ, указывают на то, что грузинские военные совершили 7 августа нападение на столицу Южной Осетии Цхинвали. При этом имело место «неизбирательное применение артиллерийских орудий и ракетных установок», что подвергло опасности жизни мирного населения, российских миротворцев и самих невооруженных наблюдателей.
После того как заявления Гриста дали многим на Западе основания усомниться в правдоподобности грузинской версии событий 7 августа, некоторые западные дипломаты в Тбилиси при поддержке грузинского руководства пытаются поставить под сомнение объективность самого бывшего наблюдателя.
В интервью газете Wall Street Journal Грист заявил, что его обвиняют в связях с разведслужбами и лжи. «Меня обвиняют в том, что я работаю на MI 6 и КГБ, меня называли лжецом. Но я просто хотел понять, что происходило», -- говорит бывший наблюдатель миссии ОБСЕ. Он впервые признал, что в момент начала военного конфликта самовольно, без санкции руководства отправился собирать сведения о происходившем в районе Цхинвали. За это он и лишился своей работы.
Грист ранее заявлял, что предупреждал западных дипломатов и ОБСЕ о готовящемся нападении. В отчетах наблюдателей были поставлены под сомнения утверждения грузинской стороны, что «обстрел Цхинвали был точечной операцией оборонительного характера». По словам наблюдателей, данные которых были запротоколированы еще 7-го и 8 августа, «разрывы грузинских ракет и снарядов на всей территории города происходили с интервалами в 15--20 секунд и в течение первого часа в жилой зоне разорвалось не менее 48 снарядов».
Более того, наблюдатели не могли с уверенностью утверждать, что от обстрелов не пострадало население грузинских сел, хотя именно их защитой Тбилиси в первые часы мотивировал проведение военной операции.
Грист, имеющий опыт участия в наблюдательных миссиях в других «горячих точках», включая Северную Ирландию, Боснию и Косово, по-прежнему резко высказывается в отношении действий Грузии, однако отмечает, что некоторые его слова были неверно истолкованы. «Я не говорил, что со стороны Южной Осетии не было провокации. Я лишь сказал, что реакция грузинских властей была абсолютно непропорциональной», -- объясняет Грист.
Западные дипломаты в Тбилиси, впрочем, считают дискуссию о том, кто первым начал военные действия, бесплодной. Посол Финляндии Терхи Хакала, глава миссии ОБСЕ в Грузии и бывшая начальница Гриста, вообще называет показания наблюдателей «не относящимися к делу». По ее словам, миссия была «крайне ограничена в том, за чем могла наблюдать». Она также утверждает, что Грист не передавал никаких сведений, которые якобы были проигнорированы руководством ОБСЕ.