Езда по дорогам становится роскошью
Безальтернативные платные трассы становятся реальностью в России, несмотря на закон, прямо обязывающий предоставлять автовладельцам право выбора. Из-за неэффективного использования бюджетных средств на развитие дорожной сети платить за пользование уже существующими дорогами и еще не построенными придется всем, и вдвойне.
Планируемая передача в управление «Автодору» ряда крупных автотрасс, включая М5 «Урал», М8 «Холмогоры», М9 «Балтия», М3 «Украина», М6 «Каспий», М23 (участок Таганрог–Ростов-на-Дону) и «М20» (Псков – граница с Белоруссией), может ударить по кошельку россиян.
Как указывает «Независимая газета», созданная год назад корпорация «Автодор», получив в аренду от государства три федеральные трассы («Дон», «Беларусь» и Москва–Новороссийск), может ввести на них «практически безальтернативные платные участки».
Таким образом, дороги общего пользования, построенные на бюджетные деньги, которые получены, в том числе, от налогоплательщиков, станут платными. Если за проезд по дорогам придется платить, как на некоторых уже переданных госкорпорации участках других трасс, то возрастет стоимость перевозки грузов, а значит, и конечная стоимость продуктов и товаров.
«В 2010 году в ведение ГК передано порядка 3 тыс. км федеральных трасс, из которых каждый второй километр станет платным. Если же сложить эти цифры, то окажется, что почти у 1 тыс. километров федеральных дорог просто не будет бесплатных дублеров», -- пишет издание, анализируя представленные руководством «Автодора» данные.
Закон гласит
Закон же обязывает операторов дорожных сетей обеспечить альтернативный, бесплатный вариант проезда. В 2007 году был принят федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», определяющий правила функционирования автомобильных дорог, их использования, а также «осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований».
Решения об использовании автомобильных дорог на платной основе могут быть приняты в отношении дорог общего пользования «только в случае строительства или реконструкции указанных автомобильных дорог, в том числе на основе концессионных соглашений», а также в отношении частных автомобильных дорог общего пользования «при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда по автомобильным дорогам общего пользования», говорится в законе.
Оговорено также условие, при котором «возможность альтернативного бесплатного проезда будет обеспечена до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автомобильной дороги».
Несмотря на выделенные за последние несколько лет сотни миллиардов рублей (173 млрд руб. в 2007 году, свыше 208 млрд руб. в 2008 году, 247,7 млрд руб. в 2009 году) на строительство дорог, в стране фактически не появилось ни одной новой полноценной платной дороги. В связи с планируемым сокращением финансирования (по 170 млрд руб. на 2011–2012 годы) доплачивать придется автовладельцам.
«Это означает, что российские водители будут дважды платить за проезд – сначала через косвенные налоги государству, а затем – непосредственно владельцу автомагистрали», -- констатирует издание.
Премьер критикует
Работу Минтранса критиковал и премьер-министр Владимир Путин. 19 мая на совещании по вопросу строительства дорог общего пользования он заявил, что «сегодня гораздо больше можно говорить не об успехах, а о проблемах в этой сфере».
«Некоторые проблемы встают особенно остро. Во-первых, это явно недостаточные объемы ремонта существующих трасс, что крайне негативно сказывается и на комфортности движения, и на безопасности дорожного движения. И, конечно, однажды сэкономив на своевременном ремонте, мы затем несем двойные, а то и тройные расходы на восстановление разрушенной дороги. Кстати говоря, это касается и федеральных трасс, и трасс регионального значения», -- заявлял он.
«До сих пор не решены проблемы экономически обоснованной стоимости и качества дорожного строительства. Очевидно, что в настоящее время сметы явно раздуты, а срок службы построенных дорог не выдерживает никакой критики. Более того, я проезжал по некоторым совсем новым трассам -- их уже ремонтировать пора. Я Игорю Евгеньевичу (Левитину) скажу об этом. Скажу о том, что я видел», -- цитирует Путина его пресс-служба.