Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Медведев хочет знать, как закупаются суда для госнужд

Президент России Дмитрий Медведев распорядился проверить, как расходовались бюджетные средства на приобретение судов для государственных нужд. Глава государства наделил Объединенную судостроительную корпорацию внешнеторговыми правами и поручил разработать комплексную программу развития судостроения.

Президент Дмитрий Медведев считает необходимым проверить, как проводятся конкурсы по заключению контрактов на поставку судов для госнужд и есть ли факты нецелевого использования средств.

«Несогласованность, неэффективное использование бюджетных ресурсов, задержки с исполнением решений должны наказываться. Надо посмотреть, как проходят мероприятия по проведению конкурсов по заключению контрактов на поставку кораблей и судов для государственных нужд, надо посмотреть на факты нецелевого использования бюджетных средств, которые выделялись», -- сказал президент на заседании Совета безопасности по вопросам развития судостроения.

«Издержки, к сожалению, зачастую просто губят на корню самые лучшие проекты. Эти издержки делают многие производства абсолютно неконкурентоспособными. Вообще, о какой конкуренции в этом случае с иностранцами может идти речь, если трудоемкость производства в нашем судостроении остается в несколько раз выше, чем за рубежом?» -- приводит слова президента его пресс-служба.

«Необходимо утвердить перспективную линейку морской и речной техники, которая должна выпускаться в России. То есть мы должны понимать вообще, что мы можем и что мы не можем. И сформировать перечень востребованных судостроительной промышленностью современных, как принято говорить, прорывных технологий. Решить, что мы будем в любом случае обязательно производить у себя даже с точки зрения безопасности, а что будем покупать за границей», -- отметил Медведев.

Задачи для ОСК

Глава государства передал Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) ряд предприятий и наделил ее правом заниматься внешнеторговыми операциями и лизингом. «Объединенная судостроительная корпорация -- один из наиболее мощных участников процесса развития судостроения в стране, однако ряд решений, которые предполагалось осуществить по корпорации, не был исполнен», -- сказал президент на рабочей встрече с президентом ОСК Романом Троценко, передает РИА «Новости».

«Поэтому я подписал указ о развитии Объединенной судостроительной корпорации, по которому соответствующая доля участия, акции, иное имущество передается вам, чтобы вы могли им управлять, работать с ним, надеюсь, что это оптимизирует хозяйственные процессы и создаст возможности для выполнения целей самой корпорации», -- сообщил Медведев. «Указом установлено, что корпорация теперь будет заниматься проведением внешнеторговых операций по экспорту-импорту судов, плавсредств, судового и другого оборудования, а также лизингом», -- уточнил он.

Медведев поручил правительству до конца года разработать долгосрочную комплексную программу развития судостроения, охватывающую военный и гражданский сектор. «Отдельные темы -- это усиливающаяся в последнее время борьба за арктические ресурсы... Поэтому программа должна быть стратегической и охватывать не только военный, но и гражданский сектор судостроения», -- поставил он задачу.

Глава ОСК Троценко сообщил, что в этом году корпорации будут переданы 50% украинского судостроительного завода в Николаеве. Совместно с Украиной планируется создать совместное предприятие на базе Черноморского судостроительного завода. В рамках развития судостроительной отрасли планируется модернизировать ряд верфей, в том числе прибалтийский завод «Янтарь», реализовать проект на острове Котлин (город Кронштадт). По словам Троценко, российские судостроители будут производить только высокотехнологичную и сложную продукцию, которую невозможно купить за рубежом, все остальные, так называемые простые суда будут покупаться за границей.

Консолидация активов

Указ о создании Объединенной судостроительной корпорации был подписан президентом 21 марта 2007 года. В октябре прошлого года вице-премьер Игорь Сечин докладывал главе государства о завершении интеграции 37 предприятий и 3 центров судостроения и судоремонта в составе ОСК, удалось вернуть в госсобственность ранее утраченные активы.

По данным правительства, судостроительная отрасль насчитывает 168 предприятий. В 2009 году 86 из них находились в государственной собственности, около 200 -- в частных руках. В области судостроения в России заняты непосредственно 250 тыс. человек, в производстве компонентов, комплектующих, сырья для судостроения -- порядка 700 тыс. человек. В феврале этого года глава ОСК сообщил, что 2009 год отрасль закончила с ростом в 62%, портфель заказов насчитывал свыше 100 кораблей и 118 судов.

В наиболее сложном положении находятся судоремонтный и судостроительный комплексы Дальнего Востока, уровень загрузки на этих предприятиях не превышал 13%, износ основных фондов достиг почти 80%.

Весной прошлого года премьер-министр Владимир Путин требовал разработать и согласовать производственную программу судостроительной корпорации с «упором на выпуск конкурентоспособной и востребованной линейки гражданских судов». По словам премьера, нужно сосредоточиться на наукоемких судах, морской технике для добычи и транспортировки углеводородов с месторождений на континентальном шельфе, на судах ледового класса и ледоколах, плавучих атомных электростанциях, научно-исследовательских и специальных судах.

ОСК подготовила концепцию, направленную на реструктуризацию и развитие дальневосточного центра судостроения. План предусматривал объединение ряда активов, создание новых высокотехнологичных верфей, в том числе с привлечением ведущих мировых компаний, изменение системы управления и законодательства, которые бы создали условия для развития отрасли.

Полная версия