Россия и Китай не позволят Сеулу и Пхеньяну воевать
Министр иностранных дел России Сергей Лавров пообещал не дать КНДР и Южной Корее развернуть полномасштабную войну на Корейском полуострове. В этом России должен помочь Китай.
Россия и Китай не допустят полномасштабного вооруженного конфликта между Северной и Южной Кореей, заявил глава российского МИДа Сергей Лавров.
«И Россия, и Китай глубоко обеспокоены тем, что происходит сейчас. Корейский полуостров практически находится на грани военно-политического кризиса. Мы убеждены в том, что нельзя допустить, чтобы дело перешло в плоскость неконтролируемой напряженности, чреватой полномасштабным конфликтом между Северной и Южной Кореей. Россия и Китай будут делать все, чтобы такого не произошло», -- цитирует РИА «Новости» Лаврова, выступающего на пресс-конференции со своим китайским коллегой Ян Цзечи в Пекине.
Отношения Пхеньяна и Сеула испортились после того, как патрульный корабль «Чхонан» 26 марта был атакован северокорейской торпедой в районе контролируемого Сеулом острова Пэннендо. В момент происшествия на его борту находились 104 члена экипажа, 58 из них, включая капитана, удалось спасти. Еще 46 моряков погибли.
«В отношении виновных, когда они будут установлены, должны быть приняты меры, которые мировым сообществом будут сочтены необходимыми и адекватными», -- подчеркнул Лавров. По его словам, шестисторонние переговоры возобновляться пока не будут. «Но мы убеждены, что к ним придется возвращаться и другого механизма урегулирования проблемы нет. С этих позиций мы будем продолжать работать», -- отметил министр.
О шестисторонних переговорах
После прихода к власти Джорджа Буша-младшего отношения США с КНДР начали ухудшаться. В 2002 году Вашингтон обвинил северокорейское руководство в возобновлении собственной ядерной программы. В 2003 году проходили шестисторонние (Россия, Китай, США, Япония, КНДР и Южная Корея) консультации по этому вопросу, однако они не принесли каких-либо весомых результатов. Уже в 2004 году КНДР отказалась от переговоров, а в феврале 2005 года официально заявила о разработке ядерного оружия. В октябре следующего года страна провела подземные ядерные испытания.
Следующим этапом стали шестисторонние переговоры по этой проблеме. В феврале 2007 года КНДР согласилась отказаться от ядерных исследований в обмен на энергетическую помощь в виде поставок 950 тыс. т мазута и ряд политических уступок. Однако в декабре следующего года Северная Корея заявила, что отказывается сворачивать свою ядерную программу. В мае этого же года КНДР провела ядерное испытание, которое было резко осуждено международным сообществом. Совет Безопасности ООН принял резолюцию о введении в отношении Пхеньяна новых санкций, кораблям третьих стран дозволялось досматривать северокорейские суда на предмет провоза запрещенных грузов.
Резолюция по Ирану
Обсуждали Лавров и его китайский коллега и санкции, которые Совет Безопасности (СБ) ООН намерен ввести в отношении Ирана за развертывание собственной ядерной программы. По словам Лаврова, из проекта резолюции СБ ООН по Ирану были исключены так называемые парализующие экономические санкции. Таким образом, члены Совбеза выразили готовность к диалогу с Ираном по поводу проблемы обогащения исламской республикой урана.
«Наши западные партнеры по «шестерке» подготовили проект резолюции, который ни Россия, ни Китай поддержать не смогли. В результате интенсивных консультаций «шестерки» мы исключили положения, направленные на введение парализующих санкций, и в итоге проект сконцентрирован исключительно на задачах нераспространения ядерного оружия и в максимально возможной степени учитывает экономические интересы России и Китая», -- пояснил глава МИД России.
Лавров отметил, что Россия готова приступить к переговорам с Ираном, «как только Иран будет готов». «Действующие санкции против Тегерана будут отменены после прояснения темных пятен его ядерной программы», -- заключил министр.
Не форсировать
В проекте резолюции Совбеза ООН, по словам Лаврова, будет отражена инициатива Бразилии и Турции по поставкам топлива для исследовательского реактора в Тегеране.
«Практическая работа по этой схеме (схеме поставки топлива) сейчас продолжается. Проект отражает достаточно консолидированную позицию большинства членов СБ ООН. После этого Иран получит возможность полноценно пользоваться всеми правами, которыми пользуются неядерные члены ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия), включая обогащение урана», -- сказал Лавров.
Он сообщил, что Москва и Пекин предлагают дать время членам Совбеза изучить поправки в проект резолюции по Ирану. «Мы выступаем против форсирования процесса голосования и того, чтобы не дать время непостоянным членам СБ ООН на изучение проекта и внесение своих предложений», -- рассказал министр.