Договор СНВ-1 заменят новым
Россия и США достигли принципиальной договоренности выработать до конца 2009 года новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Одна из ключевых проблем -- механизмы контроля -- может быть решена путем их продления в рамках нового документа. Но нерешенными пока остаются вопросы ПРО и «возвратного потенциала».
Россия и США провели в понедельник в Москве переговоры по проблеме замены истекающего в декабре 2009 года Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Переговоры должны открыть дорогу к заключению уже другой администрацией США соглашения, позволившего бы дать новый старт российско-американскому стратегическому диалогу.
Новый договор
Переговоры в рамках заседания российско-американской группы по стратегическому диалогу прошли в Москве с участием заместителя главы МИД России Сергея Рябкова и заместителя госсекретаря США по вопросам контроля за вооружениями и международной безопасности Джона Руда. В официальном сообщении Государственного департамента США указывается, что Джон Руд возглавил «межведомственную делегацию, включающую технических экспертов и экспертов по политическим проблемам», принимавшую участие в «стратегических дискуссиях по вопросам безопасности с российской межведомственной делегацией».
В повестке дня переговоров были проблемы «противоракетной обороны, мер обеспечения транспарентности и доверия в связи с планируемым размещением в Европе элементов ПРО США, нераспространения ОМУ», говорится в сообщении Госдепа. Однако главной темой переговоров стал вопрос подготовки нового договора в сфере сокращения стратегических наступательных вооружений, призванного заменить соглашение СНВ-1, подписанное 17 лет назад.
Замглавы МИД России Сергей Рябков заявил по итогам переговоров, что стороны исходят из понимания о «необходимости выйти к концу следующего года на юридически обязывающую договоренность на замену договора СНВ-1», передает РИА «Новости». Вместе с тем, Рябков опроверг некоторые сведения, опубликованные газетой «Коммерсантъ». В частности, издание процитировало замминистра, якобы заявившего, что на прошедших в ноябре в Женеве российско-американских консультациях «было принято решено не продлевать действующий СНВ-1». «У нас с нынешней американской администрацией достигнуто понимание того, что нам нужен новый договор взамен нынешнего. И есть все шансы выйти на новый документ уже к декабрю 2009 года», -- заявил Рябков.
В течение несколько лет стороны не могли выработать окончательное решение относительно судьбы этого исторического документа, позволившего создать действующие механизмы контроля за СНВ и их ликвидацией. 21 ноября агентство Reuters сообщало из Женевы по итогам состоявшегося там заседания совместной комиссии по соблюдению и инспекциям (СКСИ), что решение по вопросу о возможном продлении договора о стратегических наступательных вооружениях или о заключении нового соглашения может быть выработано «до окончания срока его действия» в декабре будущего года.
Дата проведения новых консультаций тогда объявлена не была, кроме того, участники этих технических консультаций подчеркнули, что договор не обязывал их принимать решение о его продлении именно на этой встрече. Вместе с тем договор о СНВ предусматривает, что переговоры по новому документу должны начаться минимум за год до истечения срока действующего соглашения (5 декабря 2009 года).
Сергей Рябков пояснил, что "на самом деле частица "не" поставлена не на то место". "Не принято решение продлевать (договор), что совершенно не то же самое, что принято решение не продлевать", - сказал он, по "Интерфаксу". "То есть это более открытая опция на будущее", - добавил он.
Вместе с тем он не опроверг сам факт того, что стороны согласны к концу следующего года выработать новый договор. При этом сторонам пока не удалось сблизить позиции по ключевым вопросам СНВ и ПРО. «По обеим темам серьезные расхождения сохраняются», - констатировал Рябков по итогам консультаций. По его словам, Москва и Вашингтон будут стремиться найти устраивающее Россию и США решение проблемы планов по развертыванию ПРО в Европе. Диалог будет продолжен уже при следующей администрации США.
Камни преткновения
Один из камней преткновения в стратегическом диалоге между Москвой и Вашингтоном -- сохранение действенных механизмов контроля и мониторинга за соблюдениями сторонами договоренностей в сфере СНВ -- может быть устранен путем продления уже созданных механизмов в новом документе. «У сторон есть апробированные механизмы контроля над вооружениями и обмена информацией. Всему этому можно продлить жизнь в рамках нового режима», -- добавил Рябков.
Впрочем, даже если сторонам и удастся разрешить на этих переговорах вопрос о том, что делать дальше с Договором о СНВ, то повестка дня от этого менее проблемной не станет. Остаются нерешенными другие два принципиальных вопроса -- о развертывании третьего позиционного района американской системы ПРО в Восточной Европе и о содержании внесенных ранее США предложений по сокращению стратегических наступательных вооружений.
Ранее источник в российском оборонном ведомстве рассказал, что позиция Вашингтона не претерпела никаких значительных изменений по сравнению с ранее заявленной, так как фактически направлена на возможность сохранения так называемого возвратного потенциала. Это означает, что демонтированные, но не уничтоженные боезаряды, хранящиеся на складах, при необходимости могут быть вновь установлены на разные виды стратегических носителей, в том числе на те, о которых идет речь в договоре о СНВ, а именно на межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок и тяжелые бомбардировщики.
Американская сторона настаивает на том, чтобы вывести за рамки соглашения эти виды носителей в неядерном оснащении, места их базирования, а также ракеты-перехватчики, что закладывает возможность для обхода ограничений и скрытного наращивания потенциала СНВ. Москва же настаивает на включении в договор всех стратегических носителей, равно как и размещенных на них боезарядов. Кроме того, США не хотят подтверждать обязательство не размещать СНВ за пределами своей национальной территории.