Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

В Европе застряли 15 тыс. россиян

Из-за исландского вулкана из Европы не могут вылететь около 15 тыс. российских туристов. Больше всего россиян находится в Чехии, Франции, Германии и Австрии. В Ассоциации туроператоров России рассказали, кто оплатит вынужденное пребывание наших соотечественников за границей. Вулкан, ставший причиной коллапса, стал выбрасывать меньше пепла.

Около 15 тыс. россиян застряли в Европе из-за отмены рейсов, сообщает пресс-служба Ассоциации туроператоров России (АТОР).

Вулкан успокаиваетсяВулкан, ставший причиной воздушного коллапса в Европе, стал извергать больше пара и меньше пепла, сообщили Reuters в метеорологическом ведомстве Исландии. Там рассказали, что из кратера вулкана идет коричневый и белый пар. Это напоминает процесс испарения воды. «Толчки увеличиваются, вулкан продолжает извергаться, но объем пепла, выбрасываемого в небо, сокращается», -- добавили в ведомстве.
«По нашим данным, в среднем каждый туроператор столкнулся с проблемой возвращения домой от 100 до 500 своих туристов, -- отмечается в пресс-релизе ассоциации. -- Больше всего россиян, не имеющих возможности улететь в Россию, скопилось в Чехии, Франции, Германии и Австрии. Много туристов находится в Италии, Великобритании, Голландии, на Кипре».

Как отмечает АТОР, туроператоры организуют автобусное сообщение, в частности, с Чехией, доставляя туда туристов, которые не вылетели, и возвращая обратными рейсами тех, кто не смог вылететь домой.

РЖД с 16 апреля увеличило число вагонов в международном сообщении. Дополнительные вагоны курсируют в составах графиковых поездов из Москвы до Хельсинки, Варшавы и Праги, из Санкт-Петербурга до Хельсинки. В период с 16 по 18 апреля из России в Европу и обратно поездами РЖД было перевезено около 10 тыс. пассажиров, отметили в пресс-службе компании. В Московском и Санкт-Петербургском железнодорожных агентствах созданы оперативные штабы, которые отслеживают ситуацию.

Юристы АТОР признали извержение исландского вулкана форс-мажорным обстоятельством. «Согласно Гражданскому кодексу, стороны договора освобождаются от ответственности, если исполнение обязательств невозможно из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, -- отмечается в сообщении ассоциации. -- Но эта трактовка подходит только в том случае, если туристы не расторгли договор заранее и явились в аэропорт в день начала тура».

Даже если не выполнены эти два условия, после официального разрешения полетов организаторы и исполнители их тура выполнят свои обязательства: авиаперевозчик доставит в пункт назначения, а туроператор поселит в гостиницы и предоставит иные услуги, входящие в турпакет, добавили в АТОР.

Деньги вернут

Авиакомпании требуют денегЕвропейские чиновники не рискуют открывать воздушное пространство, опасаясь за жизнь пассажиров. Авиакомпании подсчитывают убытки и требуют срочно возобновить полеты и компенсировать их потери.
На основной вопрос, волнующий туристов, возместят ли им потерянные несколько дней тура, сейчас однозначно ответить сложно. По мнению юристов АТОР, поскольку даты тура изменились не по вине туроператора, возмещать потерянные ночи он не обязан. Однако если его партнеры возвратят денежные средства за неиспользованное проживание, безусловно, туроператор должен вернуть их туристу.

Аналогичная ситуация и с туристами, желающими расторгнуть договор до начала поездки. Это право никто не оспаривает, однако выплаты будут произведены только за вычетом фактически понесенных расходов, если партнеры не примут решение вернуть часть или полную стоимость за наземное обслуживание.

Оператор может предложить туристам перенести сроки тура или, возможно, даже изменить место пребывания. «Здесь ситуация двоякая: если туроператор предлагает внести изменения в тур без доплат со стороны туриста, то отказ туриста от предложенного практически автоматически освобождает туроператора от дальнейших компенсаций, так как в сложившейся ситуации будет считаться, что туроператор сделал все возможное для исполнения взятых на себя обязательств, -- отмечается в пресс-релизе. -- Решение о переносе/изменении тура, за которые необходимо осуществить доплату, турист принимает самостоятельно. В данном случае он, безусловно, может требовать от турфирмы возврата денежных средств за несостоявшийся тур, но возврат будет произведен за вычетом фактически понесенных туроператором затрат».

Пепел сажает двигателиВ двигателе истребителя НАТО F-16 нашли осколок вулканической породы, сообщил Reuters чиновник, не пожелавший называть имя. Он не уточнил, чей именно самолет был поврежден, где это случилось и когда, но подчеркнул, что сам инцидент наглядно демонстрирует опасность полетов через облака вулканического пепла.
Авиакомпания, так же как и туроператор, после окончания обстоятельств, препятствующих вылету, обязана доставить туристов в страну проживания. При этом авиакомпании могут доставить туриста не только прямым рейсом в пункт назначения, но и транзитом через другие города. Возможна также ситуация, когда туриста возвращают домой паромом или железнодорожным транспортом, это не противоречит порядку действий авиакомпании при наступлении форс-мажорных обстоятельств.

Туристы, которые не желают лететь, могут отказаться от авиабилета и получить стоимость неиспользованной перевозки. Это предусмотрено правилами оказания услуг воздушного транспорта. При этом надо помнить, что, отказавшись от перевозки, турист ищет и оплачивает новые билеты самостоятельно.

За чей счет

В ассоциацию поступает много звонков от туристов и их родственников. Прежде всего их интересует, кто оплатит им проживание и иные расходы в Европе.

«Там за туристов принял ответственность авиаперевозчик, это регламентировано и российскими, и иностранными законами о воздушной перевозке, -- поясняют юристы АТОР. -- В обязанности авиакомпании входит своевременно разместить, накормить и дать туристам возможность связаться с родственниками по телефону или иной доступной связи».

Если помощь авиакомпании признается несвоевременной или некачественной, туроператоры готовы взять размещение туристов на себя.

На сегодня запланировано селекторное совещание европейской комиссии авиатранспорта. На нем планируется проанализировать итоги проделанной за эти дни работы. В выходные ведущими авиакомпаниями, такими как KLM, Alitalia, Lufhansa, были проведены тестовые полеты, позволяющие сделать выводы о возможности вылетов и ближайшем будущем открытия воздушного пространства над Европой. Уже сейчас открыты аэропорты Северной Италии, некоторых городов Германии и Австрии.

Вулкан Эйяфьятлайокудль в 200 км к востоку от столицы Исландии Рейкьявика начал извергаться 14 апреля. Он выбросил в атмосферу огромное облако пепла, что привело к закрытию воздушного пространства над Европой.

Полная версия