Новый договор о СНВ позволит США сэкономить на противоракетных испытаниях и продолжить с еще большей эффективностью развивать соответствующие системы. Такой вывод для себя сделало руководство Агентства по ПРО. В отличие от старого СНВ-1 новое соглашение не накладывает жестких ограничений на параметры пусков ракет-целей, успокоил конгрессменов представитель Пентагона.
Готовящийся к ратификации в США и России договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений упростит для Пентагона проведение испытаний противоракетных систем, так как не накладывает конкретных ограничений на параметры запусков ракет-целей, заявил глава Агентства по ПРО генерал-лейтенант Патрик О’Райли на слушаниях в подкомитете по стратегическим силам палаты представителей американского конгресса.
По его словам, новое соглашение, подписанное 8 апреля в Праге президентами США и России, не ограничивает запуски ракет-целей, тогда как ранее двусторонние договоренности создавали препятствия для запусков ракет с воздушных и морских платформ, свидетельствуют информационные материалы подкомитета
А именно такие испытания в Тихом океане позволяют эффективно, с точки зрения затрат, оценить потенциал ракет-перехватчиков против ракет средней и промежуточной дальности (от 3 тыс. до 5,5 тыс. км). Кроме того О’Райли уточнил, что новый договор снимает ограничения на дальность противоракетных испытаний. Теперь противоракеты можно испытывать на расстояния в несколько раз больше, чем было предусмотрено СНВ-1.
«Новый договор о СНВ не содержит ограничений на нынешние и будущие компоненты системы ПРО, их создание или развертывание. Статья 5-я часть 3-я договора запрещает переоборудование пусковых установок МБР и БРПЛ для размещения в них противоракет, и наоборот», -- напомнил он. При этом данное положение не применяется к пусковым установкам МБР, которые до подписания договора были переоборудованы для размещения в них противоракет.
«Пять бывших пусковых установок шахтных МБР на базе в Ванденберге уже переоборудованы под перехватчики наземного базирования. Агентство по ПРО при этом и не планировало переоборудовать дополнительные шахтные установки и намерено защищаться от возрастающих опасностей строительством второго района ракетного базирования в Форт-Джили (на Аляске). Более того, если понадобится увеличить противоракеты в Ванденберге, будет менее затратным построить новую пусковую площадку для наземных противоракет GBI, чего договор не запрещает», -- разъяснил он.
«Наши ракеты-цели теперь не подпадают под ограничения СНВ, -- сказал он. -- Что касается баллистических ракет подводных лодок, то некоторое время назад мы рассмотрели концепцию запуска противоракет с субмарин и пришли к мнению, что она непривлекательна и чрезвычайно дорога. Теперь у нас есть очень хороший и растущий потенциал ПРО морского базирования на кораблях, оснащенных системой «Иджис».
Статья 5 договора СНВ-1 предусматривала, среди прочего, что каждая из сторон брала обязательство не испытывать баллистические ракеты с дальностью свыше 600 км, а также пусковые установки таких ракет для установки на плавучих средствах, в том числе на свободно плавающих пусковых установках, не являющихся подводными лодками; не развертывать пусковые установки баллистических и крылатых ракет для размещения или закрепления на дне океанов, морей или внутренних вод и внутренних водоемов или в его недрах; а также не испытывать баллистические ракеты класса «воздух-поверхность». Это обязательство распространялось на все районы дна океанов и морей.