Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Сотрудник аэродрома Смоленска: «Мы все виновны»

Источник, близкий к расследованию авиакатастрофы президентского Ту-154 под Смоленском, подтвердил, что пилот при приземлении, вероятно, совершил трагическую ошибку, выполняя маневр. Экипаж не только снизился на недопустимую высоту, но и допустил крен, из-за чего и зацепил крылом деревья. Последние три-пять секунд пилоты уже знали о скорой гибели. Один из сотрудников аэродрома Смоленска выразил польским дипломатам глубокие соболезнования, признав, что они должны были закрыть аэродром из-за густого тумана, но опасались политического скандала.

Эксперты, расследующие обстоятельства крушения под Смоленском Ту-154 польского президента, предварительно пришли к мнению, что экипаж до самого последнего момента имел возможность избежать катастрофы, причиной которой, вероятно, стал ошибочный маневр.

«Проведенные следственные действия -- реконструкция захода на посадку самолета президента Польши, а также результаты расшифровки бортового речевого самописца -- показали, что пилоты до последней секунды имели шанс избежать столкновения с землей», -- рассказал РИА «Новости» осведомленный источник.

Местность зналиЛетчики 36-го авиаполка ВВС Польши встретились с журналистами и рассказали об особенностях полета в Смоленске.
Пилоты смогли в условиях сильного тумана выйти на взлетно-посадочную полосу, но уже при подлете экипаж определил, что не попадает в точку приземления. «В этот момент командир корабля и допустил роковую ошибку. Он включил форсаж, по неустановленной пока причине качнул самолет вправо и одновременно попытался набрать высоту с разворотом», -- говорит источник, знакомый с ходом расследования.

«В результате лайнер крылом зацепил макушки деревьев, после чего самолет потерял управление», -- добавил он, отметив, что если бы пилот набирал высоту по прямой, то были бы шансы избежать столкновения.

При этом главный военный прокурор Польши Кшиштоф Парульский сообщил журналистам, что последние три-пять секунд пилоты, вероятнее всего, уже знали о неминуемом столкновении с землей. «Учитывая скорость самолета, в последние секунды пилоты уже знали, что они разобьются», -- отметил прокурор. По данным Парульского, который возглавляет польскую комиссию по расследованию катастрофы, скорость самолета в момент катастрофы составляла 150-180 м/с.

Слова, которые сказал экипаж в эти трагические мгновения, Парульский цитировать не стал. "Когда пилоты поняли, что осталось несколько секунд, в кабине был сильный крик", -- отметил польскому изданию "Факт" один из участников расследования.

Опасный полет

Самолет Ту-154 с президентом Польши Лехом Качиньским, его супругой, а также представительной польской делегацией, направлявшимися на поминальные мероприятия под Катынь, разбился на подлете к военному аэродрому Северный под Смоленском 10 апреля в 10.56 мск. Первую информацию о метеоусловиях на смоленском аэродроме экипаж получил за полчаса до полета. Утром в субботу видимость в районе Смоленска составляла 400 м при необходимых для посадки 1000 м. Пилоты знали, что аэродром не оборудован курсо-глиссадной системой (ИЛС) и им придется садиться в ручном режиме по приборам -- рядом со взлетно-посадочной полосой есть два маяка и один радар.

Несмотря на сложности, экипаж принял решение лететь. По словам польских летчиков, этот аэродром был им уже знаком -- 7 апреля пилоты совершили успешный рейс в Смоленск с Дональдом Туском. Никаких проблем с русским языком и метрической системой у командира экипажа Аркадиуша Протасюка не было, утверждают его коллеги. Общий стаж Протасюка в авиаполку президента -- 13 лет, налет -- более 3,5 тыс. часов.

В 9.23 мск самолет вылетел с польского военного аэродрома Окечие. Диспетчеры польского аэродрома пожелали пилотам удачного полета и переключили их на белорусских коллег, те еще раз сообщили о неблагоприятных метеоусловиях в Смоленске, после чего передали экипаж военным диспетчерам Смоленска.

Первым на аэродром прилетел самолет Як-40 с польскими журналистами, он успешно приземлился, затем на посадку пытался зайти самолет Ил-76 с сотрудниками Федеральной службы охраны, однако из-за тумана военный диспетчер аэродрома перенаправил его в аэропорт Внуково.

Третьим пошел президентский борт. Экипаж, несмотря на предостережения военных диспетчеров, принял решение садиться, хотя соседние аэропорты Минска и Витебска находились всего в 20-30 минутах полета.

Последний маневр

Очевидцем трагедии стал полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, встречавший польскую делегацию в Смоленске: «Нам руководитель полетов доложил, что они предложили польскому экипажу рассмотреть вариант ухода на запасной аэродром: на Минск, на Витебск и на Внуково — три варианта. По сообщению руководителя полетов, экипаж принял решение с учетом того, что у них было достаточно топлива, выйти в район аэродрома, осмотреться, а потом уже принять решение. После этого нам сообщили, что они собираются садиться».

Версию о том, что самолет решил искать землю в густом тумане, польской газете «Выборча» подтвердил представитель военной прокуратуры Польши Збигнев Ржепа. По его словам, пилоты сделали одну попытку приземлиться, в результате которой самолет разбился (по данным российских властей, было предпринято две попытки).

По данным российских ВВС, примерно в полутора километрах от взлетно-посадочной полосы самолет Ту-154 опустился ниже глиссады. Лайнер отклонился от посадочного курса на 150 м, по словам очевидцев, он заходил на полосу не под тем углом, под которым на аэродроме обычно садятся самолеты.

Как рассказал Полтавченко, из-за густого тумана видимость в этот момент в районе аэродрома составляла всего 150 м. Самолет должен был лететь на высоте не менее 60 м, рассказал руководитель Росавиации Александр Нерадько. Однако по неизвестным пока причинам Ту-154 опустился до 8 м и врезался в одну из двух берез.

Непосредственно перед катастрофой сотрудники Смоленского авиазавода, расположенного вблизи от аэродрома, слышали рев моторов, что подтверждает версию о последней попытке экипажа набрать высоту.

Этот маневр стал последним: при столкновении с березой крыло самолета оторвало, и лайнер, потеряв управление, протянул еще около 800 м, после чего рухнул и развалился на части, обломки самолета загорелись. Через десять минут на месте катастрофы уже работали все экстренные службы — спасатели, военные, сотрудники ФСБ и МВД России. Ближе к полудню стало окончательно ясно, что в катастрофе не выжил никто. К вечеру на месте крушения обнаружили тело президента Польши.

«Мы все виновны в этой трагедии»

Источник газеты «Выборча» в МИД Польши заявил, что через два дня после катастрофы один из сотрудников аэродрома Северный пришел к нему и извинился за случившееся.

«Через два дня после катастрофы ко мне подошел один из сотрудников, который отвечает за безопасность аэродрома, и сказал: «Мы все виновны в этой трагедии, причиной случившегося стали не только действия пилотов. Метеоусловия в субботу требовали закрыть аэропорт и категорически запретить посадку по крайней мере до 12.00 субботы. Но мы не могли этого сделать, поскольку это было бы воспринято как дипломатический скандал и оскорбление президента Польши», -- рассказал анонимный источник газеты.

Собеседник газеты в дипломатических кругах отметил, что в отношениях России и Польши произошел перелом буквально за три дня до трагедии, во время встречи Дональда Туска и Владимира Путина в Катыни. Источник также добавил, что российская сторона готовилась к визиту Леха Качиньского и 70-летней годовщине расстрела польских офицеров, сделав все возможное, чтобы меры безопасности, принятые в связи с приездом Владимира Путина, не ущемили интересов родственников польских офицеров.

Двое неизвестныхПо последним данным пресс-службы МЧС России, к настоящему моменту опознаны уже 64 из 96 погибших. Руководитель Минздрава Польши Ева Копач сообщила журналистам, что процедура опознания затянется, вероятно, до следующей среды.
С российской стороны расследование причин крушения президентского самолета ведут 40 сотрудников СКП России, а также Межгосударственный авиационный комитет. Военная прокуратура Польши ведет собственное расследование. Следствие рассматривало три возможные версии: плохие погодные условия, технические неполадки и человеческий фактор. Однако анализ бортовых самописцев показал, что технических проблем с лайнером не было.

Накануне семь российских специалистов и группа польских экспертов начала расшифровку речевого самописца. Разговоры с диспетчерами велись на русском и английском языках. Польские эксперты помогают определить, о чем пилоты говорили между собой и был ли кто-то посторонний в кабине в момент приземления. Ожидается, что результаты расшифровки станут известны уже к концу этой недели. Третий «черный ящик», фиксирующий состояние приборов до полета, уже направлен в Польшу на экспертизу. Два других самописца будут синхронизированы и изучены в Москве.

Польская сторона обещает обнародовать все переговоры экипажа за исключением деликатных моментов.

Полная версия