США продолжат разоружать Россию
Новый Договор о СНВ в Пентагоне рассматривают как 10-летний трамплин к модернизации вооруженных сил и переформатированию военной мощи США. Успокоительный диалог с Россией должен позволить высвободить силы и средства на более перспективные технологические проекты. При этом в перспективе США намерены добиваться еще большего разоружения со стороны России, свидетельствует обнародованная ядерная доктрина.
Анализ обнародованной накануне Белым домом и Пентагоном новой ядерной доктрины, третьей по счету после окончания «холодной войны», позволяет сделать вывод о намерении США воспользоваться 10-летним сроком нового соглашения о СНВ как переходным периодом для предстоящей модернизации военного потенциала и подготовки почвы для новых соглашений о дальнейшем сокращении российского ракетного арсенала, в том числе тактического, в рамках существующих соглашений пока никак не учтенного.
Россия как ориентир
«Фундаментальные изменения последних лет в сфере международной безопасности, включая рост непревзойденных конвенциональных военных возможностей США, существенные улучшения противоракетной обороны и ослабление противостояния «холодной войны» позволяют нам выполнить указанные (в ядерной доктрине. – Infox.ru) задачи на значительно меньшем уровне ядерных сил и с меньшей опорой на ядерное оружие», -- говорится в незасекреченной части документа.
«Несмотря на то что между США и Россией продолжают возникать разногласия по политическим вопросам, и Россия при этом продолжает модернизировать все еще внушительные ядерные силы, стороны больше не являются противниками, а перспективы военной конфронтации значительно ослабли. Обе страны нарастили сотрудничество в вопросах взаимного интереса, включая предотвращение ядерного терроризма и распространения», -- указано в документе.
«США, сталкиваясь со все возрастающими угрозами ядерного терроризма и распространения, должны продолжать при этом уделять внимание более привычному вызову, связанному с обеспечением стратегической стабильности с существующими ядерными державами, в основном Россией и Китаем. Россия остается единственной равной США страной в сфере военного ядерного потенциала», -- отмечается в доктрине.
Поэтому «российские ядерные силы останутся значительным фактором при определении количественных и временных параметров готовности США к сокращению своих сил. В связи с улучшившимися отношениями между сторонами необходимость в строгом количественном паритете более не столь важна, как в период «холодной войны».
«Однако большая разница в ядерном потенциале может вызвать озабоченность с обеих сторон, а также среди союзников и партнеров США, и может не способствовать поддержанию стабильных, долгосрочных стратегических отношений, особенно в условиях значительного сокращения ядерных сил. Поэтому мы будем придавать значение тому, чтобы Россия следовала за нами в деле сокращения уровней», -- продолжают авторы доклада, который позднее будет внесен на рассмотрение конгресса.
Инвентаризация
При этом доктрина, как уже отмечалось ранее, ставит перед вооруженными силами США задачу разработки и развертывания в ближайшие годы комплексной системы ударных стратегических вооружений в неядерном оснащении. В Вашингтоне не скрывают, что идут на сокращение роли ядерного оружия в сдерживании, учитывая компенсационный эффект от создания таких вооружений.
«Стратегический диалог с Россией позволит США объяснить, что наша противоракетная оборона и любые иные неядерные ракетные системы дальнего действия предназначены для противодействия новым региональным угрозам и не направлены против стратегического баланса с Россией», -- говорится в документе.
«Со своей стороны, Россия могла бы прояснить для нас программы модернизации, нынешнюю военную доктрину, особенно относительно степени важности ядерного оружия, а также обсудить шаги, которые она могла бы предпринять, чтобы успокоить обеспокоенность Запада относительно тактического ядерного оружия, например, сгруппировать нестратегические системы в ограниченном количестве безопасных хранилищ в глубине территории страны», -- намекают в Пентагоне на необходимость ограничения российского арсенала тактического ядерного оружия (ТЯО).
Таким образом, в доктрине ставится задача включить в переговоры с Россией по следующему соглашению о СНВ вопрос о ТЯО, а также о неразвернутом ядерном оружии, хранящемся на складах. Однако сами США намерены в ближайшие годы сохранить в Европе «небольшое количество ядерных вооружений». Кроме того, Пентагон намерен сохранить возможность доставки и развертывания ядерного оружия на тактических истребителях-бомбардировщиках, в том числе пятого поколения (F-35).
Плавный переход
Доктрина также ставит задачу начать разработку новой стратегической ядерной подводной лодки, первый образец которой должен поступить на вооружение ВМФ к 2027 году, в перспективе замены ныне действующих ПЛАРБ класса «Огайо». Перед Пентагоном поставлена, кроме того, задача начать в ближайшие годы разработку нового ракетного двигателя для межконтинентальных баллистических ракет.
Зампредседателя объединенного комитета начальников штабов США Джеймс Картрайт, комментируя положения ядерной доктрины и Договора о СНВ о зафиксированном уровне развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и 800 единиц тяжелых бомбардировщиков, объяснил, что эта цифра учитывает «переходную» ситуацию, когда у сторон появляются новые средства доставки, а старые еще не списаны в утиль. «Россия находится в периоде модернизации, мы войдем в период модернизации в течение этих десяти лет», -- сказал генерал.