Москва предъявила США неядерные угрозы
В преддверии подписания в Праге Договора СНВ Россия призывает США отказаться от планов размещения в Румынии и Болгарии элементов ПРО, а также от разработки стратегических ударных вооружений в неядерном оснащении. Москва, таким образом, дала понять Вашингтону, что СНВ-3 вопрос о сохранении паритета в полной мере не решает.
Подписание 8 апреля в Праге Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, а также последующий процесс ратификации документа в России и США станут лишь одним из этапов в обсуждении сторонами путей сохранения на ближайшие десятилетия стратегического паритета. За два дня до торжественной церемонии в чешской столице глава российского МИДа Сергей Лавров указал на две пока не решенные проблемы, которые в перспективе способны оказать существенное влияние на паритет между двумя ядерными державами, а также, возможно, и скомпрометировать сам СНВ-3.
«Мы считаем, что в условиях, когда по указанию президентов России и США ведутся прямые консультации, ведется прямой диалог между нашими и американскими экспертами по вопросам противоракетной обороны, таких сюрпризов лучше было бы избегать», -- сказал Лавров, указывая на планы размещения США элементов ПРО в Румынии и Болгарии, передает «Интерфакс».
«Россия будет иметь право выйти из договора об СНВ, если количественное и качественное наращивание потенциала стратегической противоракетной обороны США начнет оказывать существенное влияние на эффективность российских стратегических ядерных сил», -- напомнил министр.
Другим проблемным вопросом остается американская программа создания системы ударных стратегических вооружений в неядерном оснащении, а также размещение оружия в космосе. «Надо решить вопрос о стратегических наступательных вооружениях и стратегических вооружениях в целом в неядерном оснащении», -- сказал Лавров, отметив, что от этой темы «зависит общая глобальная стратегическая стабильность».
«Мы не хотим видеть на земле никакого оружия, которое будет дестабилизировать глобальную обстановку», -- добавил глава МИДа, сообщив, что Россия намерена вести переговоры с США по этому вопросу.
Ответ Чемберлену
На прошлой неделе в таком же ключе выступил советник президента России Сергей Приходько. Он дал понять, что с подписанием СНВ-3 Россия не прекращает переговоры о состоянии паритета между странами и намерена обсуждать с Вашингтоном вопросы развертывания противоракетной обороны, а также неядерных стратегических вооружений.
Выступления российских официальных лиц контрастируют с выступлениями их американских коллег, в которых они говорили о намерении продолжать активную работу по развитию ПРО и программы «Быстрый глобальный удар». После достижения договоренностей по СНВ американские военные и дипломаты неоднократно подчеркивали в публичных выступлениях, что новое соглашение не ограничивает США в программах развития и развертывания систем противоракетной обороны и ударных стратегических вооружений.
Стратегическая программа «Быстрый глобальный удар» предполагает использование для нанесения в кратчайшее время, от получаса до часа, точечных ударов по любой точке земного шара с использованием межконтинентальных баллистических ракет в неядерном оснащении, лазерных средств космического нападения, гиперзвуковых беспилотных аппаратов с мощными боевыми частями. Сроки ввода в строй первых элементов американской системы высокоточных неядерных ударных вооружений совпадают со сроками развертывания ключевого, европейского компонента глобальной стратегической системы ПРО США.
Данный проект в случае его успешной реализации позволит США компенсировать накладываемые договором ограничения на оперативно развернутые средства ядерного арсенала. В Вашингтоне также рассчитывают, что использование в перспективе высокоточных стратегических вооружений вместе с системой глобальной ПРО позволит ощутимо снизить роль ядерного сдерживания в международных отношениях, а также обеспечить военное превосходство США.
Эксперты также отмечали, что несколько сотен пусковых установок для межконтинентальных баллистических ракет (МБР), которые США придется сократить в соответствии с новым договором, могут быть переоборудованы под неядерное оружие. Однако российские официальные лица поспешили дезавуировать эти опасения, указав на зафиксированное в СНВ-3 ограничение на уровень развернутых и неразвернутых пусковых установок и, как следствие, на возможность переоборудования таких средств.