Пражская весна принесет миру новый договор по СНВ
Новый договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений может быть подписан уже в марте, вероятно, в Праге. Основные и принципиальные положения договора стороны уже согласовали.
Российско-американский договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений может быть подписан уже в марте-апреле, заявил помощник президента России Сергей Приходько.
«В основном текст согласован, остаются еще некоторые непринципиальные нестыковки», -- цитирует Приходько РИА «Новости». «Документ может быть подписан в марте-апреле. Это реальный срок. Завершение работы экспертов надо совместить с графиками президентов обеих стран, которые уже сформированы», -- добавил Приходько.
При этом осведомленный источник уточнил, что «Москва не отвергает выбор» Праги в качестве места подписания нового соглашения.
Изначально предполагалось, что итоговый вариант документа должен был поступить на рассмотрение президентов России и США к началу декабря прошлого года, ко времени истечения срока действия предыдущего договора СНВ-1, разработанного еще в середине 1990-х годов. Но сроки подписания договора постоянно переносились. В середине декабря российские источники не исключали заключения соглашение на встрече президентов в Копенгагене, где проходила Международная конференция по климату. В итоге продолжение переговоров перенесли на начало 2010 года.
Нерешенными до последнего момента оставались, как говорили источники, технические вопросы, однако об их содержании переговорщики особо не распространялись. Известно лишь, что стороны пытались снять противоречия, в частности, по вопросу о том, рассматривать ли в связке развертывание ПРО и сокращение СНВ. Россия настаивала, что проблематика наступательных и оборонительных вооружений связана, и это должно быть отражено в новом документе.
Россия также категорически выступала против сохранения возможности компенсировать предстоящие ядерные сокращения за счет увеличения стратегических систем, оснащенных обычным оружием, а также против сохранения «возвратного потенциала», то есть возможности использовать демонтируемые, но не уничтожаемые боеголовки. США же пытались вывести за рамки соглашения носители в неядерном оснащении, предложив пространную формулировку «оперативно развернутые стратегические ядерные боезаряды». Пока неизвестно, как именно стороны разрешили эти противоречия.
Одним из самых сложных вопросов были параметры мониторинга и контроля за выполнением будущих договоренностей. С истечением срока действия договора СНВ-1 закончились и меры верификации. Москва, однако, считала неравноправным требование Вашингтона о сохранении сторонами постоянных инспекций на ракетных предприятиях, учитывая, что США не разрабатывают новые виды ракетных вооружений. Стороны нашли компромиссное решение и отказались от постоянных американских инспекторов на российском ракетном предприятии в Воткинске.
США предлагали России сократить ядерный арсенал ниже уровня, предусмотренного заключенным в 2002 году договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов СНП, приблизительно до 1 тыс. боеголовок, то есть ниже 1,7-2,2 тыс. единиц.
Истекший в декабре этого года договор СНВ-1 установил разрешенное количество развернутых стратегических носителей до уровня 1,6 тыс. единиц при 6 тыс. боезарядов, которые могут быть на них размещены. По предварительной договоренности сторон, достигнутой в июле этого года, ядерные боезаряды могут быть сокращены в дальнейшем до уровня 1,5-1,675 тыс. единиц, а носители — до 500-1,1 тыс. единиц.