Украина добилась повышения на треть ставки транзита нефти
Достигнутые Россией и Украиной договоренности по транзиту нефти в Европу предполагают повышение в следующем году транзитной ставки на 30%. При этом объем транспортировки нефти остается прежним. Стороны переходят на платежи в евро.
Россия и Украина договорились о повышении ставки на транзит нефти в 2010 году на 30%, сообщили Infox.ru в «Нафтогазе».
«Достигнуты договоренности. Ставка транзита повышена на 30%. При этом объем транспортировки останется на уровне 2009 года, то есть 15 миллионов тонн», -- сказали в пресс-службе украинской компании. В 2008 году объем транспортировки составил 17,1 млн т. В текущем году он, по предварительным оценкам, составит 15 млн т.
«Никакого кризиса не будет. Минувшей ночью мы подписали соглашение», -- уточнил представитель «Нафтогаза» агентству Reuters. При этом в украинской компании не сказали, сколько именно Россия согласилась платить за транспортировку нефти. Источник в правительстве утверждает, что ставка в 2010 году составит €6,6 ($9,5) за тонну нефти вместо $7,8 в текущем году. При этом переход на платежи в евро был одним из требований украинской стороны.
Накануне Россия предупредила Евросоюз, что поставки нефти в три европейские страны через территорию Украины могут быть приостановлены из-за разногласий по вопросам цены транзита. При этом в самом «Нафтогазе» заявляли, что стороны обсуждают «краткосрочные условия» транзита, поэтому угрозы для снабжения российской нефтью европейских потребителей нет. В тот же день представитель Минэнерго России сказал, что стороны в ближайшие два дня урегулируют разногласия и подпишут договор.
Ранее уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский выразил надежду, что переговорный процесс по вопросу транзита нефти завершится до 1 января 2010 года. Украина настаивала на увеличении ставки транзита. Транспортировку нефти по трубопроводам «Дружба» и Броды--Одесса обеспечивает компания «Укртранснафта», входящая в структуры «Нафтогаза».
Проект ЕАНТК
Президент Украины Виктор Ющенко лоббирует идею диверсификации поставок нефти в Европу и создания на базе аверсного использования нефтепровода Одесса--Броды Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК). Технико-экономическое обоснование ЕАНТК было утверждено в апреле этого года в Варшаве на собрании акционеров международного нефтетранспортного предприятия «Сарматия».
План предполагает транспортировать до 10 млн т каспийской нефти на украинские и иностранные нефтеперерабатывающие заводы по существующей инфраструктуре с использованием нефтепровода Одесса--Броды в аверсном режиме, а также свободных мощностей южной ветви нефтепровода «Дружба». Предполагается увеличить пропускную способность инфраструктуры до 20 млн т, а в последующем до 40 млн т нефти. Проект потребует инвестиций в объеме от $2 до $8 млрд.
Вместе с тем украинское правительство во главе с Юлией Тимошенко препятствовало переведению нефтепровода Одесса--Броды в такой режим работы, заявляли в аппарате главы государства. В кабинете ссылались на отсутствие поставок каспийской нефти и неспособность украинских перерабатывающих предприятий к ее переработке. В октябре Кременчугский НПЗ уже получил первую каспийскую нефть из Азербайджана в соответствии с соглашением 2008 года.