Законопроект о торговле снят с рассмотрения
Законопроект о государственном регулировании торговли, ставший предметом разногласий между президентской администрацией и правительством, снят с пленарного рассмотрения Госдумы. Документ планировалось принять во втором чтении. Работа над внесением поправок продолжается. Второе чтение намечено на 11 декабря.
Госдума перенесла рассмотрение законопроекта о госрегулировании торговли, который планировалось рассмотреть во втором чтении, передает РИА «Новости».
Снять законопроект с рассмотрения предложил полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх. Рассмотрение отложено до 11 декабря. По словам Минха, «работа над документом продолжается».
Проект закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» был принят Госдумой в первом чтении 11 сентября.
Законопроект призван разграничить полномочия федеральных органов и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, а также отрегулировать отношения между органами власти и хозяйствующими субъектами.
Положения законопроекта не применяются к внешнеторговой деятельности, деятельности товарных бирж, торговли на розничных рынках, купле-продаже ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения.
Мнения разделились
Предполагается, что закон должен защитить поставщиков от недобросовестных практик ритейлеров. В частности, он предусматривает конкретные сроки оплаты поставленной продукции, запрет на включение в цену договора бонусов, кроме премии торговым сетям, за объем реализованной продукции.
Ряд экспертов и участников рынка высказывали критические замечания, полагая, что закон может ограничить конкурентную борьбу розничных сетей. Эксперты рабочей группы центра экспертизы законодательства Академии народного хозяйства при правительстве раскритиковали, в частности, 16-ю статью, которая предусматривает, что при достижении доли в 25% рынка в муниципальном районе или 1 млрд рублей суммарного товарооборота по России торговые сети лишаются права на дальнейшее развитие.
«Хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю продовольственными товарами с использованием торговых сетей, суммарный товарооборот которых превышает 1 млрд рублей, доля которых превышает 25% от общего объема реализованных или приобретенных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий год в границах городского округа или муниципального района, а также в границах городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург, не вправе приобретать для целей торговой деятельности по любым основаниям дополнительные торговые площади», -- говорится в документе.
По мнению критиков, 15-я статья, в которой говорится о защите поставщиков, на практике может также привести к ограничению свободы контрактов, способов конкуренции, так как сводит такую конкуренцию между магазинами и поставщиками к исключительно ценовой и «брендовой».
Торговым сетям и поставщикам «запрещается создавать дискриминационные условия, навязывать контрагенту условия, устанавливающие запрет на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, с другими лицами на аналогичных или иных условиях», говорится, в частности, в статье.