Подрыв «Невского экспресса» может свидетельствовать о начале новой кампании террора в России, полагают западные журналисты. За терактом, самым серьезным при президенте Дмитрии Медведеве, могут стоять как экстремисты с Кавказа, так и националисты. СМИ не исключают, что за трагедией может последовать жесткая ответная реакция властей.
Крушение поезда «Невский экспресс», унесшее жизни 26 человек, может быть началом новой кампании террора в России, и за трагедией может последовать жесткая реакция властей, пишут западные СМИ.
Призрак террора
«Теракт усиливает страхи новой террористической кампании в России», -- полагает The Times, отмечая, что ответственность за подрыв экспресса так никто и не взял. За терактом могут стоять как экстремисты с Кавказа, так и националисты, действия которых могут быть «реакцией на подавление расистских группировок».
«Террор возвращается, -- пишет австрийская Der Standard. -- После взрыва среди жителей России усилились опасения, что террор из беспокойных кавказских республик вернулся в центральный регион». «Тень терроризма вновь накрыла Россию», -- пишет французская Figaro. По мнению журналистов издания, «ситуация на Кавказе ускользает из-под контроля российских властей».
Газета The Washington Post также считает, что если подтвердится причастность к подрыву исламистских экстремистов, то произошедшее в минувшую пятницу на железной дороге может «стать сигналом возможного возвращения к насилию, которое терроризировало Москву и другие российские города в первой половине десятилетия».
Издание The Independent выделяет среди прочих версий предположение о причастности к трагедии на железной дороге бывшего российского военнослужащего Павла Косолапова, принявшего ислам. Эта версия подтверждения, впрочем, пока не нашла. Издание отмечает, что о личности Косолапова достоверно мало что известно, однако именно его разыскивали по делу о подрыве «Невского экспресса» три года назад.
Некоторые СМИ, несмотря на заявления следствия об обнаружении фрагментов взрывного устройства, в версии теракта, вместе с тем, до конца не уверены. В частности, французские журналисты из Le Journal du Dimanche, косвенно высказывают такие сомнения. Так, авторы заметок выносят в заголовки знаки вопроса: «Крушение поезда: теракт?». Корреспонденты Associated Press отмечают, что «ни слова не сказано о возможных мотива» теракта.
Символический аспект
Деловое издание WSJ также обращает внимание на отсутствие сколько-нибудь достоверных сведений о том, кто может быть причастен к подрыву. «Если подтвердится, что случившееся является актом терроризма, то речь будет идти о первом столь значительном теракте в центре России при президенте Дмитрии Медведеве», -- отмечает газета.
«Кровавый теракт на важнейшей российской железной дороге с множеством погибших стал самым серьезным покушением за последние годы вне территории конфликтного Северного Кавказа», -- отмечает немецкая Hamburger Abendblatt в статье «Новый террор в России».
«Символы говорят сами за себя: Александр Невский -- один из основателей России, Москва и Санкт-Петербург – ее столицы, жертвы принадлежали к правящему классу. Россия и ее мощь стали мишенью для террористов, чьи личности еще предстоит установить», -- пишет итальянская газета L`Occidentale. Figaro также делает акцент на том, что в сошедшем с рельсов поезде ехали туристы и бизнесмены.
Немецкая Frankfurter Rundschau в статье под заголовком «Террор против символа» также полагает, что у «Невского экспресса» могли быть два врага -- радикалы националистического толка и экстремисты с Кавказа.
Что дальше?
Британские журналисты, впрочем, также обращают внимание на то, что ответственность за взрыв на себя пока никто не взял. Однако уже сейчас высказывается мнение, что «взрыв может повлечь два негативных последствия».
«Это усилит патриотические настроения в России, чувство солидарности и страха. Россия, в итоге, может стать еще более вспыльчивой», -- пишет Independent, проводя параллель с терактом, который Ирландская республиканская армия устроила на поезде The Flying Scotsman.
Кроме того, полагают журналисты, Россия в нынешних трудных экономических условиях может поспешить с поиском тех, кого можно было бы назначить виновными в теракте. «Россия ищет виновных», -- пишет французская Le Point.
В этом контексте газета Irish Times даже высказывает предположение, что трагедия в Тверской области может привести к наращиванию российскими властями контртеррористических усилий на Северном Кавказе. Журналисты напомнили недавние слова президента России Дмитрия Медведева, сказанные им в обращении к Федеральному собранию, о «непримиримой борьбе с международным терроризмом» и необходимости «уничтожать бандитов».