Нападения пиратов дорого обойдутся индустрии международных морских перевозок. Участникам рынка придется больше платить за страховку, охрану и доставку. Компании призывают бойкотировать маршрут вдоль северо-восточного побережья Африки. Присутствие военных кораблей в регионе пиратов, видимо, не пугает.
Захват пиратами саудовского супертанкера Sirius Star в районе побережья Кении может привести к удорожанию морских перевозок в связи с возможным расширением страховыми компаниями «зоны риска», пишет издание The Wall Street Journal. В связи с участившимися в последние месяцы нападениями сомалийских пиратов в Аденском заливе многие компании уже направляют свои суда по обходным маршрутам.
Готовьте деньги
Но после нападения пиратов в районе Кении этой стратегии могут последовать еще больше участников рынка. Таким образом, они намерены оказать давление на государства, по территориальным водам которых проходят транспортные пути, с тем, чтобы борьба с морским пиратством была более ощутимой и эффективной.
Государства при этом могут понести большие убытки. Так, например, норвежская компания Odfjell SE, владеющая 100 танкерами, намерена пустить все суда через южное побережье Африки, что приведет к увеличению издержек на $30 тыс. в день. Этот маршрут оказывается на пять дней дольше при доставке грузов из Азии, и на десять – с Ближнего Востока. Вместе с тем компания может сэкономить $200 тыс. на сборах египетским властям за пользование Суэцким каналом.
«Мы надеемся, что, если другие компании присоединятся к нам, мы сможем оказать давление на власти Египта и других государств для решения проблемы», -- говорит представитель компании.
Однако и эта стратегия может оказаться неэффективной, учитывая, что Sirius Star был захвачен в Индийском океане. Поэтому может возрасти стоимость страховки, увеличатся издержки на оплату труда моряков и топливо. Страховщики могут предложить судовладельцам специальные тарифы, используемые в зонах вооруженных конфликтов, а саму зону расшить на всю протяженность маршрута. Это значит, что компаниям придется платить за страховку сотни тысяч долларов в день.
Представители Международной морской организации говорят, что правительства и перевозчики не могут договориться о том, кто должен нести ответственность за борьбу с пиратами, захватившими только за лето 26 кораблей и заработавшими на этом за год $30 млн. Нанимать вооруженную охрану для сопровождения грузов оказывается делом накладным. Так, услуги лицензированных охранников могут стоить около $60 тыс. за один рейс.
Нападения продолжаются
Только на этой неделе пираты захватили, кроме саудовского супертанкера, перевозившего груз стоимостью $100 млн, гонконгский корабль с 36 тыс. тонн пшеницы, предназначавшейся для Ирана, а также таиландское рыболовецкое судно с 16 моряками на борту. В среду было захвачено греческое судно с 25 моряками. И это несмотря на присутствие в районе военных кораблей стран НАТО и других государств.
«Пираты говорят всему миру, что могут делать, что хотят», -- говорит агентству Reuters представитель Программы по содействию восточноафриканским морским перевозчикам. «Мы не можем быть повсюду», -- оправдываются представители британского флота.
Между тем, российские и французские военные решили бороться с пиратами сообща. Как сообщил РИА "Новости" помощник помощник главнокомандующего ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало, это обсуждалось сегодня на встрече командира соединения надводных кораблей Балтийского флота Олега Гуринова с командующим ВМС Франции в Индийском океане Жераром Валленом, состоявшейся на борту российского сторожевого корабля "Неустрашимый".
В среду индийский военный корабль Tabar, находящийся в Аденском заливе, уничтожил после короткого боя пиратское судно. Военные предотвратили попытку морских разбойников подплыть на лодке к кораблю и произвести по нему выстрелы из гранатометов. Именно по этой причине, пишет Reuters, иностранные военные корабли предпочитают избегать прямых столкновений с пиратами. Владельцам же торговых приходится вести переговоры о выкупе.
Выкуп
Владельцы саудовского супертанкера уже ведут переговоры о возможной выплате выкупа, сообщил министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал. «Я знаю, что владельцы танкера ведут переговоры. Мы не ведем переговоры с террористами или захватчиками. Но последнее слова здесь за владельцами танкера», - сказал он.
Ранее один из сомалийских интернет-сайтов сообщил, что пираты потребовали за освобождение танкера выкуп в размере $250 млн. Министр эту информацию не подтвердил.
Установить контакт с экипажем судна, перевозившего зерно, пытается иранская фирма IRISL. Корабль Delight был захвачен в районе побережья Йемена. Однако пока на связь никто не выходит. Не исключено, что иранская сторона, арендовавшая гонконгское судно, будет вести переговоры с его владельцами о том, кто должен платить выкуп. Вместе с тем, пока пираты денег за корабль не просили.