На матроса с подлодки «Нерпа» Дмитрия Гробова якобы оказывалось давление, утверждают его сослуживцы. Они полагают, что Гробов себя оговорил, а командира подлодки хотят снять. Вместе с тем следствие полагает, что матрос неверно отрегулировал датчик температуры, что и послужило причиной трагедии.
Члены команды АПЛ «Нерпа», на которой из-за включения системы пожаротушения погибли 20 человек, вступились за своего сослуживца матроса Дмитрий Гробова, сообщают газета «Известия» и «Эхо Москвы». По данным же издания «Коммерсантъ», ссылающегося на «источники, близкие к следствию», система пожаротушения была приведена в действие из-за неверной настройки датчика температуры воздуха в жилом отсеке.
В военно-следственном управлении следственного комитета при прокуратуре (СКП) России придерживаются версии, что Гробов самовольно включил систему пожаротушения на АПЛ. В минувший четверг представитель СКП Владимир Маркин заявил, что матрос «дал признательные показания». Следователи, впрочем, подчеркивают, что обвинение матросу не предъявлено.
Однако «моряки, рабочие и инженеры с «Нерпы», которых сейчас лечат в госпитале», призывают не делать поспешных выводов, указывает газета. Как утверждает один из моряков, не пожелавший назвать своего имени, Дмитрий Гробов в ходе следственного эксперимента на подлодке «успел сообщить одному из сослуживцев, что на него оказывается сильное давление». При этом подозреваемого матроса «задержали после суточного дежурства и двое суток не давали спать».
«Сейчас Димку выставляют каким-то дебилом, который смог, играя на пульте, запустить систему. Мы считаем, что в сложившейся ситуации, когда чуть ли не называется планируемая дата установления виновников аварии, экипаж лодки просто обливают грязью», -- приводит газета слова одного из матросов. При этом среди членов команды высказывается мнение, что «командира хотят снять». «Мы уже написали рапорта о том, что с другим командиром в море не пойдем», -- говорит анонимный источник.
«Получено экспертное подтверждение того, что система пожаротушения на подводной лодке была запущена в действие вследствие манипуляций с локальным пунктом управления второго, жилого отсека АПЛ», -- пишет, в свою очередь, «Коммерсантъ». Из-за регулировки датчика указанная на нем температура «резко возросла», на что «система пожаротушения соответствующим образом и отреагировала», утверждают источники. По версии следствия, это сделал «из любопытства» стоявший на вахте Гробов. «Код доступа к пульту управления была написан на нем карандашом», -- указывает издание.
Как рассказал источник "Комсомольской правды", реальные 30 градусов, которые показывал температурный датчик, матрос поменял на 78. Система же настроена так, что уже при 64 градусах начинает подозревать пожар. Однако машина попросила подтверждения, включать ли ЛОХ. Раньше в подобной ситуации появлялся сигнал на центральном пульте управления, и только при подтверждении пожара оттуда подавался фреон в отсек. На новейших системах фреон подается даже по запросу с локального пульта. Температура, которую показывал датчик, резко возросла, система пожаротушения, получив неверные температурные данные, пустила газ фреон, который убил людей.
Ранее один из сотрудников санкт-петербургского конструкторского бюро «Малахит», в котором проектировалась АПЛ «Нерпа», заявил на условиях анонимности «Российской газете», что «система пожаротушения на подводных лодках этого проекта сконструирована и управляется таким образом, что она не могла включиться самопроизвольно, без участия человека».
Однако специалисты Амурского судостроительного завода, где была построена «Нерпа», с версией следственного комитета также не согласны. Гробов -- «трюмный, он был на четвертой палубе», отмечает один из сотрудников завода, пострадавший в результате инцидента на лодке. «Где расположена та палуба, а где первый отсек? Я сам сидел у этого люка и не успел выскочить в первый отсек», -- говорит он «Известиям».
Общественная палата России ранее призвала следственные органы изучить все высказываемые версии произошедшей трагедии, в том числе возможный компьютерный сбой автоматической противопожарной системы, ошибки в проектировании АПЛ и «человеческий фактор».