Лавров: сложные вопросы по СНВ не решены, но прогресс есть
Российские и американские переговорщики, занятые разработкой нового договора по СНВ, рассчитывают, что к встрече Дмитрия Медведева и Барака Обамы в конце сентября доложат о некотором прогрессе. Однако ключевые противоречия остаются пока неразрешенными.
Россия и США достигли прогресса на переговорах по разработке нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, заявил в четверг министр иностранных дел России Сергей Лавров.
«Нам будет о чем доложить, к Питтсбургу доклад будет подготовлен», -- приводит слова министра «Интерфакс». Речь идет о встрече о саммите «большой двадцатки» 24-25 сентября, в рамках которого планируется встреча президентов России и США.
Вместе с тем Лавров дал понять, что ряд ключевых проблемных вопросов на переговорах пока не разрешен. «Предстоит урегулировать немало вопросов, достаточно сложных, которые касаются безопасности России и США, стратегической стабильности», -- сказал он. В частности, стороны пока не договорились по стратегическим носителям в неядерном оснащении, по вопросу увязки стратегических наступательных и оборонительных вооружений. Кроме того, все еще прорабатывается и вопрос «количественных параметров сокращения».
Накануне «Коммерсантъ» сообщил со ссылкой на информированные источники, что США и Россия не могут пока договориться «ни по уровню сокращения носителей, ни по правилам зачета боезарядов».
Трудные переговоры
Новый президент США Барак Обама предложил России сократить ядерный арсенал ниже уровня, предусмотренного заключенным в 2002 году договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), до 1 тыс. боеголовок, то есть ниже 1,7-2,2 тыс. единиц.
СНП вступил в силу в 2003 году и действует до 2012 года. Однако документ не предусматривает специальных мер по контролю и верификации. Кроме того, соглашение позволяет сторонам не уничтожать боеголовки, а просто их складировать.
Россия заявляла, что готова пойти на гораздо большее сокращение стратегических наступательных потенциалов, чем предусмотрено московским договором, но только при условии сохранения ядерного паритета. Именно поэтому принципиальной позицией Москвы остается увязка проблематики СНВ с решением проблемы противоракетной обороны в Восточной Европе. Однако США считают, что проблемы развертывания ПРО и сокращения СНВ должны рассматриваться на российско-американских переговорах независимо друг о друга.
Кроме того, Россия настаивает на ограничении в договоре не только числа ядерных боеголовок, но и средств доставки -- межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков.
Американская сторона предлагает включить в договор только «оперативно развернутые» боеголовки и средства доставки, что позволяет ей сохранить возвратный потенциал и обойти хранящиеся на складах вооружения.
Договор СНВ-1, разработанный в 1990-е и истекающий в декабре 2009 года, позволил сторонам сократить стратегический ядерный арсенал до уровня, не превышающего 6 тыс. боезарядов. Согласно договоренности, достигнутой Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой в июле, в новом договоре ядерные боезаряды может быть предложено сократить до 1500-1675 единиц, а носители -- до 500-1100 единиц.