В Раменском районе Подмосковья потерпели крушение два истребителя Су-27. Один самолет после возгорания в двигателе столкнулся с другим и упал на дачный поселок, пострадали пять человек. Погиб командир пилотажной группы Игорь Ткаченко - у него загорелся парашют. Двое других летчиков живы. Причины катастрофы устанавливаются.
Во время тренировочных полетов в Жуковском потерпели катастрофу два самолета Су-27 из пилотажной группы "Русские витязи". Как сообщил Infox.ru очевидец происшествия, один из истребителей рухнул в районе дачного поселка у деревни Белозериха в Раменском районе Подмосковья, второй -- в районе деревни Тяжино. "Русские витязи" выполняли полеты в рамках подготовки к авиасалону "МАКС-2009".
Возможными причинами катастрофы называют ошибки при пилотировании, неисправность узлов одного из самолетов и попадание птицы в двигатель.
Упал на дом
Как рассказал Infox.ru очевидец происшествия, один самолет, в котором находились двое пилотов, упал на территории дачного товарищества у деревни Белозериха. Как сообщает корреспондент Infox.ru с места событий, один из домов полностью разрушен, другой сильно пострадал. На соседние участки в радиусе ста метров разлетелись сгоревшие обломки.
Очевидцы рассказали, что столкновение произошло при построении самолетов после завершения успешной репетиции в Жуковском. «Мы наблюдали, видимо, за тренировочным полетом истребителей. Они хотели выполнить какую-то фигуру, заходили на построение. У одного из истребителей при сближении с другими произошел, похоже, помпаж, воспламенение двигателя», -- рассказал очевидец. После возгорания в двигателе произошло боковое столкновение двух истребителей -- летевший сзади истребитель зацепил Су-27 командира группы.
«После возгорания в двигателе сразу же произошло отделение кабины, пилоты катапультировались. Под углом в 30 градусов Су-27 упал на территорию дачного поселка, там образовалась яма, горит дом», -- рассказал очевидец в Белозерихе.
Другой очевидец отметил в беседе с корреспондентом Infox.ru, что самолеты летели ромбом. Выполняя построение, нижние самолеты столкнулись, после чего один из Су-27 упал на дачный поселок, а другая машина ушла в сторону деревни Тяжино.
Некоторые жители дачного поселка якобы даже видели, как в двигатель одного из истребителей попала птица, и возник пожар. В свою очередь, согласно информации, размещенной на форуме общественной поддержки пилотажной группы «Русские витязи», при выполнении парного пилотажа столкнулись два самолета, и пилоты одного из них катапультировались из-за отказа гидросистемы "в районе четвертого разворота". Столкнувшиеся самолеты -- борт 14 и борт 18.
Первоначально сообщалось, что в Белозерихе рухнул восемнадцатый борт, в котором находились двое пилотов. А Игорь Ткаченко управлял второй машиной, упавшей вдали от жилых построек. Однако позже на сайте поддержки пилотажной группы "Стрижи" появилось сообщение, что Игорь Ткаченко летел в "спарке" со штурманом Игорем Куриленко, а Виталий Мельник увел боевой Су-27 в поле.
По словам местных жителей, один из катапультировавшихся в Белозерихе пилотов зацепился за дерево -- Игоря Куриленко сняли приехавшие на место спасатели, а затем отправили вертолетом в госпиталь. Службы МЧС, по словам жителей поселка, были на месте через полчаса после случившегося. Виталий Мельник также был найден вскоре после падения.
Пострадавшие есть и на земле. В Белозерихе пострадали пять человек, сообщил РИА «Новости» источник в правоохранительных органах области. Одна из женщин находится в тяжелом состоянии -- она получила сильные ожоги и сейчас за ее жизнь борются врачи. Среди других жителей Белозерихи тоже есть пострадавшие -- у многих легкие ожоги, царапины, за помощью ко врачам они не обращались.
Командира подвел парашют
Истребитель Су-27 оснащен катапультируемым креслом К-36Д производства подмосковного НПО «Звезда». Они считаются одними из самых надежных в мире. Но не исключено, что в критической ситуации, на малой высоте, летчик просто не успел вовремя дернуть за рычаг кресла, и катапультирование прошло неудачно.
При этом на авиационном форуме высказывается версия, что у Ткаченко вообще не раскрылся парашют и он погиб при ударе о землю. Другие отмечают, что парашют все же раскрылся, но загорелся. Позднее эту версию подтвердил один из участников расследования. По данным РИА «Новости», парашют Ткаченко загорелся из-за пламени, объявшего самолет после столкновения.
Отмечается также, что никаких сигналов о ЧП перед столкновением он не подавал. "Будет бочка. Начали. Задержали. Влево пошли", -- последние слова Ткаченко цитируются с расшифровки записи разговоров, опубликованной на сайте "Радиосканер". Однако радиолюбители отмечают, что затем по другому каналу пилоты во время выполнения маневра сообщали о возгорании в двигателе.
За инцидентом в воздухе наблюдал главнокомандующий Военно-воздушными силами генерал-полковник Александр Зелин. Он лично руководит работами по выяснению причин аварии самолетов Су-27, сообщили «Интерфаксу» в ВВС. Между тем прокуратура Московского военного округа также проводит проверку.
Для выяснения причин и обстоятельств происшествия создана комиссия Минобороны. По предварительным данным, причиной столкновения Су-27 могла стать ошибка в пилотировании при выполнении фигуры высшего пилотажа, другие версии -- отказ техники из-за попадания постороннего предмета. Получить оперативное подтверждение этой информации в службе общественных связей ВВС России Infox.ru не удалось.
"Витязи" покажут пилотаж
Он уточнил, что окончательное решение об участии пилотажников в МАКС-2009 будет принимать главком ВВС.
В воскресенье с утра на территории ЛИИ имени Громова в Жуковском с самого утра проходила генеральная репетиция показательных полетов "МАКС-2009". В связи с ЧП сегодня тренировочные полеты остановлены. Демонстрационные полеты во время проведения самого салона отменены не будут.