У Arctic Sea заканчивается топливо
Военные корабли Черноморского флота по указанию президента России Дмитрия Медведева вышли на поиски пропавшего в Атлантике сухогруза Arctic Sea с российским экипажем. В ближайшие сутки на сухогрузе закончится топливо. По разным версиям, к похищению таинственного груза и экипажа могли быть причастны спецслужбы, морские пираты, бизнес-конкуренты или "русская мафия".
Корабли Черноморского флота России в среду приступили к поиску сухогруза Arctic Sea. Об этом сообщил РИА «Новости» источник в главном штабе ВМФ России.
«Четыре корабля Черноморского флота, которые направляются из Севастополя в Балтийск, получили задачу подключиться к поиску исчезнувшего судна с российским экипажем, используя весь комплекс радиотехнического вооружения кораблей», -- сказал представитель ВМФ.
В свою очередь, источники в российском Минобороны заявили, что на поиски Arctic Sea направлены все средства обнаружения включая космические. Основная задача возложена на сторожевой корабль «Ладный» Черноморского флота, который 12 августа прошел пролив Гибралтар и следует установленным курсом. Как сообщает Reuters, к поискам судна могут быть привлечены две подводные лодки и до пяти военных судов. Впрочем, Минобороны пока не комментирует данные о задействовании в поисках российских подводных лодок.
Операцию по поиску сухогруза, пропавшего еще две недели назад, военные начали после прямого распоряжения президента России Дмитрия Медведева. В среду он поручил министру обороны Анатолию Сердюкову сделать все необходимое для поиска судна и освобождения экипажа.
Новые данные о захвате
По данным шведских СМИ, группа из восьми-двенадцати хорошо вооруженных людей в черных масках, владевших приемами рукопашного боя, под видом сотрудников полиции проникла ночью 24 июля на судно, следовавшее из Финляндии в Алжир, в районе шведского острова Оланд. Неизвестные вывели из строя радиопередатчики, некоторые члены экипажа были избиты. "Всем морякам завязали глаза, руки у них были связаны, рты заклеили скотчем, некоторые из них были тяжело ранены", -- утверждает собеседник Sky News в правительстве Мальты.
"Их жестко допрашивали по поводу контрабанды наркотиков несколько часов. Потом всех развязали и заперли в каютах, пока предполагаемая полиция обыскивала судно", -- отметил он.
Через несколько часов вооруженные люди покинули сухогруз. Однако в течение пяти дней после этого корабль со сломанной аппаратурой и избитыми моряками не зашел ни в один из шведских портов. В действительности же вплоть до 29-30 июля связь с кораблем поддерживалась. Высказывается версия, что нападавшие все это время вплоть до выхода к побережью Португалии находились на борту и угрожали экипажу оружием.
Информация о нападении была передана в Международное морское бюро, базирующееся в Лондоне. Запросы получили власти Финляндии, Бельгии, Великобритании и Швеции. Оповещение о возможном угоне сухогруза передал Интерпол. Полиция Швеции начала расследование, однако выяснилось, что ни одна из силовых структур не проводила операций по поиску наркотиков в районе острова Оланд в ночь на 24 июля, когда напали на Arctic Sea.
Где-то в Атлантике
"Судно может идти по другому курсу, оно может быть угнано, или могли быть изменены его данные", -- заявил представитель Международного морского бюро Кир Моди в интервью Reuters.
Последний сигнал с сухогруза зафиксировали 30 июля в районе Португалии. Однако военные Португалии отрицают появление Arctic Sea в своих прибрежных водах. Но и в Средиземное море сухогруз не заходил. По данным испанской береговой охраны, Гибралтарский пролив Arctic Sea не пересекал, а значит, мог «исчезнуть» сразу после прохождения Ла-Манша в Атлантике. Не исключено, впрочем, что судно проследовало к западному побережью Африки. Радиус поисков, по некоторым оценкам, составляет до 3,5 тыс. миль.
По данным британских экспертов, топливо в баках сухогруза должно закончиться через 22 дня пути, сообщает Sky News. Таким образом, если учитывать, что сухогруз вышел из Финляндии 22 июля, уже в ближайшие сутки он должен прибыть в какой-либо из портов на заправку.
След спецслужб?
В отсутствие сколько-нибудь достоверных сведений о том, что же на самом деле произошло с сухогрузом и кто причастен к его исчезновению, в СМИ высказывается предположение, что за инцидентом могут стоять европейские или даже израильские спецслужбы.
Алжирское издание Quotidien d`Oran полагает, что к инциденту могут быть причастны спецслужбы, заинтересовавшиеся каким-то другим грузом, который мог находиться на борту Arctic Sea.
«Но зачем спецслужбам -- возможно, европейским, так как все произошло в их зоне -- использовать такой сложный способ проверки груза древесины, отправленного из Финляндии в Алжир? Если только не предположить, что это израильские спецслужбы заинтересовались чем-то, что было отправлено в Алжир», -- отмечает газета.
Среди других возможных версий, по данным западных информагентств, рассматриваются атака пиратов (таких случаев в водах Европы не было уже несколько десятилетий), коммерческий конфликт с судовладельцем или поставщиком груза, а также атака "русской мафии".