«РГ»: самопроизвольного включения ЛОХ быть не могло
Разработчики АПЛ «Нерпа» исключают возможность самопроизвольного срабатывания системы пожаротушения. Специалисты считают, что могла быть допущена ошибка.
Один из сотрудников санкт-петербургского конструкторского бюро «Малахит», в котором проектировалась АПЛ «Нерпа», заявил на условиях анонимности «Российской газете», что «система пожаротушения на подводных лодках этого проекта сконструирована и управляется таким образом, что она не могла включиться самопроизвольно, без участия человека». Таким образом, пишет издание, «одна из версий случившегося отпала».
При этом, специалисты подчеркивают, что самопроизвольного срабатывания не могло быть, «даже если по каким-то причинам, например, из-за того, что курили там, где не положено, сработали датчики задымления».
Другой эксперт, опрошенный «РГ», также полагает, что «система пожаротушения может быть приведена в действие дистанционно, с центрального поста, и только по приказанию». При этом не следует путать понятия «автоматического» и «дистанционного» включения. Лодочная объемная химическая защита (сокращенно ЛОХ) действительно может быть включена вручную, «на свой отсек и на два смежных с ним», но только в одном случае – «когда связь с командованием корабля прервана, а в отсеке пожар». «Тогда переборки задраиваются и подается фреон», - объясняет специалист.
«На «Нерпе», судя по всему, кем-то из сдаточной команды была допущена роковая ошибка», -- заключает издание, добавляя, что ошибка могла быть допущена и раньше, еще «не стадии монтажа внутрикорабельных систем».
Вместе с тем, губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев считает, что пока нет признаков того, что причиной трагедии мог стать человеческий фактор, сообщало РИА «Новости». По его данным, сигнал на систему пожаротушения подается через компьютер, а «вмешательства человека в работу системы обнаружено не было».
Ранее комиссия по расследованию аварии на АПЛ «Нерпа», в результате которой в ночь с 8-го на 9 ноября погибли 20 человек, пришла к предварительному мнению, что причиной трагедии могло стать несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. Возбуждено уголовное дело по статье 325 УК России («нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц»). В результате инцидента погибли три офицера и 17 гражданских лиц, еще 21 человек был госпитализирован c различными ранениями.
Эксперты, опрошенные Infox.ru, указывали на низкий уровень слаженности действий гражданских специалистов в критической ситуации и не соблюдение ими в ряде случаев правил техники безопасности. Кроме того, гражданские специалисты часто не используют выдаваемые им портативные дыхательные устройства. По одной из версий, высказанной экспертами, находившимся на борту членам экипажа могло не хватить портативных дыхательных устройств. По другой версии, гражданские специалисты могли неправильно ими воспользоваться или же просто не успеть надеть маски.
Официальная версия произошедшего должна быть озвучена к середине ноября.