Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Наблюдатели ОБСЕ признали грузинскую агрессию

Независимые военные наблюдатели от ОБСЕ признали факт грузинской агрессии против Южной Осетии. Наблюдавшие за событиями западные военные поставили под сомнение грузинскую версию событий, назвав произошедшее «провокацией» и необоснованным «нападением» на Цхинвали.

Новые данные о начале августовского военного конфликта между Грузией и Россией, предоставленные независимыми военными наблюдателями, ставят под сомнение утверждения грузинской стороны о том, что она вела «оборонительные» действия против «югоосетинских сепаратистов» и «российской агрессии», пишет издание International Herald Tribune, ссылаясь на отчеты наблюдателей, с которыми были ознакомлены как западные дипломаты, так и непосредственно грузинское руководство.

Отчеты наблюдателей, действовавших в регионе по мандату ОБСЕ, указывают на то, что «неопытные грузинские военные» совершили 7 августа нападение на столицу Южной Осетии Цхинвали. При этом имело место «неизбирательное применение артиллерийских орудий и ракетных установок», что подвергло опасности жизни мирного населения, российских миротворцев и самих невооруженных наблюдателей.

Новые сведения «ставят под вопрос точность и достоверность утверждений Грузии о том, что обстрел Цхинвали была точечной операцией оборонительного характера». По утверждениям наблюдателей, данные которых были запротоколированы еще 7 и 8 августа, «разрывы грузинских ракет и снарядов на всей территории города происходили с интервалами 15--20 секунд, и в течение первого часа в жилой зоне разорвалось не менее 48 снарядов».

Более того, наблюдатели не могли с уверенностью утверждать, что от обстрелов не пострадало население грузинских сел, хотя именно их защитой Тбилиси в первые часы мотивировал проведение военной операции.

Высокопоставленные грузинские представители утверждения наблюдателей опровергли. Российские же дипломаты заявили, что эти отчеты отражают «действительное развитие событий, предшествовавших грузинской агрессии».

В составе группы международных наблюдателей, по данным издания, были военные из Финляндии и Великобритании, а также гражданский наблюдатель от Польши. По итогам предоставленных ими отчетов в августе и октябре в Тбилиси прошли секретные совещания с представителями дипломатического корпуса. Содержание документов позднее было подтверждено тремя западными и одним российским дипломатом. Более того, миссия ОБСЕ в Тбилиси содержание документов «не оспаривала».

Наблюдатели подтвердили, что один из патрулей зафиксировал 7 августа скопление грузинской артиллерии и ракетных пусковых установок «Град» на дорогах к северу от Гори. В 18.10 по местному времени наблюдатели уведомили российских миротворцев о нахождении, предположительно, грузинской артиллерии в осетинском селе Хетагурово. Тем же вечером Грузия заявила об обстреле грузинских сел и приступила к проведению операции по «восстановлению конституционного порядка» в Южной Осетии.

Обстрел Цхинвали начался сразу же после телевизионного обращения. Однако, как утверждают наблюдатели, они не слышали никаких минометных обстрелов грузинских сел перед началом операции. Ведь как минимум два из четырех сел, которые, по версии грузинской стороны, якобы попали под обстрел югоосетинских военных, находились поблизости от поста наблюдателей.

Двое высокопоставленных западных военных, находившихся в Грузии и сотрудничавших с грузинской армией, признали на условиях анонимности, что вне зависимости от намерений России в отношении Южной Осетии удары грузинской артиллерии по российским позициям означали «неизбежность конфликта с Россией».

Грузинские утверждения о нанесении точечных ударов по выбранным целям никем другим, кроме собственно грузинского руководства, подтверждены не были, отмечает издание. Более того, бывший капитан британской армии Райэн Грист, входивший в группу наблюдателей ОБСЕ на момент начала конфликта, прямо заявил: «Мне было ясно, что нападение носило абсолютно неизбирательный и непропорциональный характер».

Полная версия