Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Самолет исчез в пустой зоне

Пропавший в небе над Атлантикой самолет A330-200 успел передать сообщение о коротком замыкании, попав в зону турбулентности. Но на связь с диспетчерами пилот так и не вышел. Возможно, в самолет ударила молния, после чего ситуация стала развиваться стремительно. Поиски самолета ведут у побережья Бразилии и Африки. На борту среди 228 пассажиров и членов экипажа был один россиянин.

Пропавший над Атлантическим океаном пассажирский лайнер перед исчезновением с экранов радаров передал сообщение о неполадке в работе электросистем, возникшей после сильной турбулентности, передает Reuters.

Представитель авиакомпании Air France сообщил, что автоматический сигнал о возникновении короткого замыкания в электросети поступил спустя 15 минут после входа лайнера в зону сильной турбулентности. Однако сам пилот, сообщив только о входе в зону турбулентности, больше не связывался с диспетчером, что означает стремительное развитие событий на борту аэробуса.

В ожидании худшегоПропавший A330-200 -- широкофюзеляжный самолет, бортовой номер -- F-GZCP. Вместимость -- 253 пассажира, дальность полета -- 12,5 тыс. км. Если самолет действительно упал, эта катастрофа станет самой крупной в истории Air France, самолетов A330 и первой для A330-200, используемых в трансатлантических перелетах. Впервые самолет этого семейства -- A330-300 разбился в ходе испытательного полета в Тулузе в 1994 году. Тогда погибли семь человек.
«Самолет пересек грозовую зону с сильной турбулентностью ранним утром, -- сказали в авиакомпании Air France. -- В самолет могла ударить молния». Эту версию в авиакомпании считают наиболее правдоподобной, исключив возможность теракта на борту.

Впрочем, ряд авиационных экспертов уже выразили сомнения по поводу возможности катастрофы из-за удара молнии. Так, по словам пилотов Air France, на борту аэробуса пятиуровневая электросистема. Отключить питание во всем самолете сразу с помощью удара молнии или короткого замыкания невозможно, уверен летчик авиакомпании, поделившийся мнением с Le Figaro на условиях анонимности. В свою очередь, по словам президента Фонда безопасности полетов Александрии (штат Вирджиния) Била Восса, современные воздушные суда оборудованы специальными системами по защите электроприборов на борту самолета от разрядов молнии.

Версию о том, что сильная турбулентность привела к катастрофе, также ставят под сомнение. "В районе исчезновения лайнера был сильный тропический шторм. Однако самолет был подготовлен для подобных погодных условий. Поэтому возможно, причиной трагедии была целая цепь обстоятельств. Сейчас мы вынуждены признать, что шансов на спасение людей практически нет, надежды не осталось: ни на французских, ни на испанских, ни на марокканских радарах самолета нет", -- сообщил министр по делам экологии и окружающей среды Франции Жан-Луи Борлоо.

В свою очередь, по словам представителя Союза авиадиспетчеров Франции Стефана Дюрана, с земли увидеть район катастрофы было невозможно -- диапазон радара ограничен расстоянием примерно в 500 километров, и самолеты над Атлантикой можно увидеть на радарах только в одной точке. "Кроме как в середине Атлантики контакт самолета с радаром авиадиспетчерской службы нигде невозможен, вокруг так называемые пустые зоны, видимо, аэробус находился в одной из них", -- пояснил Дюран. Чтобы помочь авиадиспетчерам отследить полеты, экипажи авиалайнеров, пролетая над Атлантикой, подают радиосигналы каждые полчаса или час, сообщая свое местоположение, таким образом, маршрут полета может быть вычислен. "Видимо, в этом случае почувствовали неладное, когда экипаж в очередной раз не вышел на связь. После второго отсутствия контакта с землей уже начинаются поисковые работы", -- отметил диспетчер.

Хроника исчезновения

Рейс AF447 вылетел из Рио-де-Жанейро 31 мая, в 19.00 по местному времени (2.00 мск 1 июня). Весь полет до Парижа должен был занять у аэробуса 11 часов. Неполадки в самолете начались через 3-3,5 часа после вылета из Рио-де-Жанейро. Последний раз лайнер засекли на радарах в 5.33 мск в 300 км к северо-востоку от бразильского прибрежного города Наталь. От Рио-де-Жанейро самолет пролетел к этому времени около 2400 км. Как сообщил источник Reuters в военно-воздушных силах Бразилии, самолет пролетал архипелаг Фернанду-ди-Норонья.

В 6.00 мск самолет попал в грозовой фронт, попав в зону турбулентности. В 6.14 мск с борта самолета поступил автоматический аварийный сигнал о неполадках в электросистеме. В это время аэробус находился в 100 км южнее островов Кабо-Верде. После этого самолет исчез. На связь с экипажем пытались выйти диспетчеры Бразилии, Испании, Франции и африканских стран, но безуспешно.

На борту пропавшего самолета находились 228 человек: 12 членов экипажа и 216 пассажиров -- 126 мужчин, 82 женщины и 8 детей, в том числе один младенец. Пролетая над Кабо-Верде и услышав от пилота о технических неисправностях самолета, некоторые пассажиры успели отослать близким и родным SMS: «Я боюсь», «Я тебя люблю», рассказал изданию Journal de Noticias глава Ассоциации деловой авиации Бразилии.

Среди пассажиров были граждане более 20-ти стран мира. На борту находились 61 француз, 58 граждан Бразилии, 26 немцев, девять итальянцев, девять китайцев, шестеро граждан Швейцарии, пятеро граждан Ливана, пятеро британцев, четыре венгра, трое ирландцев, трое норвежцев, трое граждан Словакии, двое граждан Польши, двое испанцев, двое граждан США и двое марокканцев. В самолете также были зарегистрированы по одному граждане: Австрии, Аргентины, Бельгии, Гамбии, Голландии, Дании, Исландии, Канады, Румынии, России, Швеции, Турции, Филиппин, Хорватии, Эстонии и ЮАР. 

Поиски

В 13.10 самолет должен был приземлиться в аэропорту Шарля де Голля в Париже. Спустя 25 минут чиновники аэропорта объявили об исчезновении самолета, после чего родных собрали в специально организованном в аэропорту кризисном штабе. В 14.17 бразильские военно-воздушные силы заявили, что начали поисковую операцию в районе архипелага Фернанду-ди-Норонья.

Поисковая операция сейчас проходит в 300-350 км к северо-востоку от побережья в районе архипелага Фернанду-ди-Норонья. О ее результатах пока ничего не сообщается. Примерный район поисков -- от острова Кабо-Верде и до побережья города Наталь. К поисковой операции бразильских ВВС подключились самолеты французских ВВС, они ведут поиски у африканского побережья, вылетев из Сенегала.

Однако искать лайнер, возможно, необходимо в другом месте. Глава службы расследований Агентства гражданской авиации Бразилии Дуглас Феррейра Мачадо заявил бразильскому телеканалу Globo, что самолет, должно быть, успел покинуть территорию над бразильским побережьем и, вероятно, его поиски нужно вести у побережья Африки.

«Поиски займут много времени, это может быть очень длинная и печальная история. «Черный ящик» самолета, вероятнее всего, упал на дно», -- отметил Мачадо.

По словам гендиректора Air France Пьера Анри Гуржона, самолет «уже точно не находится в воздухе», потому что за это время он выработал бы весь керосин.

Самолет поступил в эксплуатацию компании Air France 18 апреля 2005 года. Последний техосмотр аэробус проходил 16 апреля 2009 года. Командиром экипажа был опытный пилот. Его налет составил 11 тыс. часов, из которых 1700 -- на самолетах модификаций A330/A340.

Полная версия