Первый раунд официальных переговоров по проблеме сокращения стратегических наступательных вооружений прошел успешно, заявили в российском МИДе. Дипломатам предстоит вновь встретиться в июне в Женеве. Уже в июле лидеры США и России могут получить «черновик» договора.
Российские дипломаты удовлетворены прошедшими в Москве первыми формальными переговорами с США по проблематике сокращения стратегических наступательных вооружений. «Переговоры завершились. Мы расцениваем их как успешные», -- заявил РИА «Новости» источник в российском внешнеполитическом ведомстве.
Следующий раунд переговоров состоится 1-3 июня в Женеве. Первые конкретные результаты переговоров «будут доложены во время предстоящего в начале июля в Москве российско-американского саммита».
Ранее в среду глава МИДа Сергей Лавров сообщил, что участники переговоров обсуждали «конкретные аспекты» будущего договора, который должен стать «существенным шагом вперед» по сравнению с Договором СНВ-1, срок которого истекает в декабре 2009 года.
Проблемные точки
Россия готова пойти на дополнительные сокращения СНВ, ниже уровня в 1700-2200 боезарядов, заявленного в московском договоре о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) 2002 года, при условии соблюдения американской стороной ряда принципов, которые позволили бы сохранить ядерный паритет между двумя державами.
Именно поэтому Москва увязывает успешное завершение переговоров по новому договору в сфере СНВ с решением проблемы противоракетной обороны в Восточной Европе.
Выход США в 2002 году из договора по ПРО 1972 года и последующая планомерная реализация планов по развертыванию в Чехии и Польше третьего позиционного района национальной стратегической системы ПРО нарушает принцип взаимного гарантированного уничтожения в случае применения ядерного оружия. Это один из фундаментальных принципов ядерного сдерживания.
Россия настаивает также на ограничении в договоре не только числа ядерных боеголовок, но и средств доставки -- межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков.
Кроме того, Москву не устраивает позиция США, готовых рассматривать в договоре только оперативно развернутые боезаряды. Тем самым Вашингтон фактические пытался сохранить «возвратный потенциал», позволяющий в случае необходимости переустановить демонтированные, складированные, но не уничтоженные боеголовки.
Российская сторона также выступает против размещения оружия в космосе и возможности компенсировать ядерные сокращения за счет увеличения стратегических систем, оснащенных обычным оружием. Наконец, Москва выступает против размещения стратегических наступательных вооружений за пределами национальной территории.