Разведка США потратила $47,5 млрд
Бюджет разведывательных служб США в 2008 финансовом году вырос на 9%, составив $47,5 млрд. На фоне жесточайшего кризиса ликвидности Пентагон призывает власти США всерьез задуматься о модернизации ядерного арсенала страны. Пока обсуждаются планы наращивания военного бюджета, ООН назвала США своим главным должником.
Бюджет разведывательных служб США составил $47,5 млрд. Это больше, чем в прошлом году, когда на нужды разведки из бюджета было выделено $43,5 млрд. В официальном сообщении директора разведывательных служб США Майкла Макконнела, с копией которого ознакомилось издание Infox.ru, говорится, что «размер средств, выделенных конгрессом Национальной разведывательной программе в 2008 финансовом году, составил $47,5 млрд».
Эти сведения были обнародованы в соответствии с требованиями закона, принятого на основе рекомендаций комиссии, расследовавшей теракты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Вместе с тем данные о бюджетах отдельных разведслужб остаются засекреченными. С этими данными могут ознакомиться конгрессмены. Разглашение более подробных сведений «может навредить национальной безопасности», говорится в документе Национальной разведывательной программы.
Кроме того, как отмечает Reuters, указанная цифра не включает расходы военной разведки, которые, в свою очередь, могут потянуть еще на $10 млрд.
Впервые данные о расходах на содержание разведслужб в США были обнародованы в 1997 году в соответствии с законом о свободе доступа к информации (тогда они составили $26,6 млрд).
Потенциал сдерживания
На фоне сообщений о росте бюджета разведслужб министр обороны США Роберт Гейтс предостерег, видимо, уже будущую администрацию США, о перспективах устаревания ядерного арсенала США. При этом министр указал на принимаемые в последнее время Россией и Китаем активные меры по модернизации своего потенциала ядерного сдерживания.
Министр обороны обеспокоен, в частности, тем, что американская ядерная программа сталкивается с утечкой квалифицированных специалистов. При этом сам арсенал с 1980 года не обновлялся, а с 1992 года не было проведено ни одного испытания. Если надежность и безопасность ядерного оружия США в настоящее время беспокойства у Гейтса не вызывает, то в перспективе могут возникнуть проблемы.
Тем самым, министр апеллирует к конгрессу, призывая его выделить средства на меры по модернизации ядерного арсенала, реализуемые Пентагоном и министерством энергетики. Речь идет, в частности, о программе по созданию надежных замещающих боеприпасов. Средства необходимы, по словам Гейтса, на разработку новых технологий, которые могли бы быть использованы для создания более безопасного арсенала, но без отказа от запрета на проведение ядерных испытаний, наложенного 16 лет назад.
Выступая в вашингтонском исследовательском центре Карнеги, Гейтс указал, в частности, на разработку Россией новых ракет наземного и морского базирования при сохранении возможностей производства новых боеголовок. Говоря о Китае, министр обороны США отметил дальнейшее наращивание в этой стране ядерного арсенала и продолжение работ по разработке новых ракетных систем, способных нести ядерный боезаряд.
Вместе с тем, Россия выражает обеспокоенность наличием у США готовых к развертыванию крылатых ракет морского базирования с ядерными боеголовками. В прошлом Россия предпринимала неоднократные попытки включить этот класс ракет в соглашения об ограничении стратегических вооружений.
Суммируя свои опасения, Гейтс заявил, что «в настоящее время США являются единственной официальной ядерной державой, которая не модернизирует свой арсенал и не обладает возможностью произвести даже одну новую боеголовку». Таким образом, США не удастся сохранять приемлемый уровень ядерного сдерживания и сокращать число боеголовок, «не прибегая к испытаниям арсенала или продолжения программы модернизации».
«Невозможно игнорировать усилия таких государств-изгоев, как КНДР и Иран, по разработке ядерного оружия, нельзя игнорировать и программы модернизации в России и Китае», -- сказал Гейтс.
Разоружение
По мнению Гейтса, следующему президенту США необходимо будет продолжить переговоры с Россией по заключению нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. «Думаю, необходимо более короткое и простое соглашение, которое было бы проще приспособить к условиям реального мира по сравнению с большинством соглашений о стратегических вооружениях, которые мы видели на протяжении последних 40 лет», -- сказал Гейтс.
Оба кандидата в президенты США, республиканец Джон Маккейн и демократ Барак Обама, выступают за продолжение этих переговоров.
По данным Центра политических и международных исследований, в настоящее время перед сторонами стоит проблема выбора между заменой договора СНВ-1 или его пролонгацией. Срок действия этого договора истекает в декабре 2009 года, то есть за три года до того, как должны быть реализованы договоренности в рамках СНП (Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов). А это лишает СНП механизмов мониторинга.
Летом 2006 года президенты России и США Владимир Путин и Джордж Буш дали распоряжение министерствам обороны и иностранных дел начать консультации по вопросу о возможной замене СНВ-1 новым соглашением или о пролонгации той его части, которая касается механизмов взаимного мониторинга за выполнением договоренностей. Российская сторона настаивает на соглашении обязывающего характера, тогда как официальный Вашингтон предпочитает говорить о «мерах, направленных на упрочение мер транспарентности и доверия», которые должны позволить обеим сторонам осуществлять взаимный контроль за ядерными арсеналами.
На ООН денег не хватило
По данным Организации Объединенных Наций, 52 государства-члена задолжали организации $756 млн. При этом 94% этой суммы приходится на США, сообщил заместитель Генерального секретаря ООН по вопросам управления Ангела Кане.
«Если Вашингтон не погасит задолженность к концу года, ООН придется одолжить $148 млн из собственных резервных счетов. Если деньги поступят, Организация закончит год с положительным платежным балансом», -- указывается в сообщении международной организации. Свои финансовые обязательства перед Организацией, включая выделение средств на международные трибуналы и капитальный ремонт штаб-квартиры в Нью-Йорке, выполнили около 30 государств, в том числе Россия.