Узбекистан не намерен обсуждать с главами МИД государств ОДКБ возможности координации их внешнеполитических подходов к международной безопасности. Ранее Ташкент потребовал согласовать с ним планы строительства в Киргизии и Таджикистане гидроэлектростанций.
Узбекистан отказался от участия в заседании совета министров иностранных дел стран -- участниц Организации договора о коллективной безопасности, сказал «Интерфаксу» военно-дипломатический источник в Москве.
«Министерство иностранных дел республики Узбекистан сообщило, что не видит целесообразности своего участия в работе заседания СМИД ОДКБ», -- сообщил источник.
Заседание совета планируется провести 16-17 апреля в Ереване. В повестке дня встречи значатся проблемы международной безопасности. В частности, как сообщал российский МИД, участники намерены обсудить перспективы внешнеполитического сотрудничества «с акцентом на совершенствование механизма координации подходов к мировым проблемам».
Кром того, планируется обсудить выполнение сторонами решения о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, принятое еще в начале февраля. В ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
На переговорах по проекту оперативных сил ОДКБ Узбекистан закрепил за собой особые условия. В частности, Ташкент не намерен участвовать в коллективных силах на постоянной основе. Это значит, что узбекская сторона будет предоставлять свои силы только для операций по борьбе с терроризмом и наркоугрозой.
Вместе с тем на переговорах 16-17 апреля в Ереване планируется обсуждать, в числе прочего, именно совместную деятельность государств -- членов ОДКБ по противодействию наркоугрозе, исходящей с территории Афганистана.
Спор из-за воды
В понедельник МИД Узбекистана распространил заявление, в котором потребовал согласовать с официальным Ташкентом планы строительства новых гидроэнергетических станций в верховьях трансграничных рек Центральной Азии, в частности, на территории Киргизии и Таджикистана.
«Когда речь идет о строительстве таких крупных гидросооружений, как Камбаратинская ГЭС-1 и Рогунская ГЭС, в проведение экспертизы должны быть вовлечены абсолютно независимые авторитетные специалисты, которые будут руководствоваться не только принципами объективности, но и соответствующими Конвенциями ООН», -- указывается в сообщении дипломатического ведомства.
«Узбекская сторона считает, что любое масштабное строительство в бассейнах трансграничных рек требует обязательного согласования со всеми странами региона», -- заявили в МИДе, отметив, что «вмешательство третьих стран в водно-энергетические проблемы Центральной Азии является недопустимым».
Ташкент указывает на необходимость «справедливого водопользования», полагая, что «любое решение, не учитывающее интересы соседей» может оказать «негативное влияние на условия жизни десятков миллионов граждан Узбекистана, Казахстана и Туркменистана».
При этом в Ташкенте подчеркивают, что «игнорирование этих принципов может привести к непредсказуемым экологическим, экономическим, социальным и политическим последствиям в регионе».
Межправительственное соглашение о строительстве Камбаратинской ГЭС-1 на реке Нарын Россия и Киргизия подписали в начале февраля. К реализации проекта планируется привлечь российские инвестиции в размере $1,7 млрд. Россия также вела переговоры с Таджикистаном о возвращении в проект строительства Рогунской ГЭС, запланированной еще в советские времена.