Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Российский бизнес знает, как побороть кризис

Российский бизнес предложил правительству антикризисный план. Предприниматели настаивают на «открытом» характере принимаемых мер и опасаются «нарушения баланса сил» из-за финансовых интервенций государства. Банкиры предлагают ввести временный мораторий на санкции за несоответствие требованиям по страхованию вкладов и использовать Фонд благосостояния для целей рефинансирования.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) представил российскому правительству и Центральному банку свой план преодоления кризисных явлений и поддержания стабильности на финансовом рынке. «Позиция сформирована на базе предложений комиссий РСПП по банкам и банковской деятельности и по финансовой индустрии», -- указывается в сообщении организации.

Координация движений

Бизнес-сообщество считает целесообразным создать при главе правительства постоянный координационный совет, который «своевременно вырабатывал бы согласованные решения» и способствовал бы «поддержанию финансовой стабильности на рынках». На этот орган должны быть «возложены задачи реализации единой государственной финансовой политики», которые учитывали бы «различные сценарии развития событий».

«Необходимо, чтобы план антикризисных мер носил открытый характер и оговаривал сроки, ответственность и последовательность мер в случае неблагоприятного развития событий», -- отмечается в распространенном сообщении.

Предприниматели предлагают правительству «предпринять ряд неотложных шагов» для «минимизации отрицательного влияния международного кризиса на экономику России». Для этого они выработали меры краткосрочного и долгосрочного характера, позволившие бы в случае их реализации «предотвратить повторное ухудшение ситуации в финансовом секторе».

В качестве краткосрочных стабилизационных мер РСПП предлагает ввести практику «беззалогового кредитования Банком России кредитных организаций».

При этом «банки должны иметь возможность получения беззалоговых кредитов на ежедневной основе по фиксированным процентным ставкам». Банкиры также считают необходимым «расширить доступ банков к средствам федерального бюджета», которые размещаются на банковские депозиты. Сделать это предлагается «за счет пересмотра требований к кредитным организациям».

Банки настаивают, кроме того, на принятии мер, которые бы позволили привлекать «средства населения в периоды финансовой нестабильности». «Целесообразно изменить требования к участию банков в системе страхования вкладов», -- указывается в документе. Банкиры предлагают «снизить установленный минимальный размер обобщающего результата, при котором финансовая устойчивость банка (…) признается удовлетворительной».

А «при невозможности внесения данных изменений как временной меры предлагается ввести мораторий до конца 2009 года на применение санкций за несоответствие требованиям к участию в системе страхования вкладов».

Сам себе рейтинг

Среди долгосрочных стабилизационных мер банкиры предлагают развивать национальные кредитные рейтинги, выражая сожаление, что иностранные рейтинговые агентства «регулярно допускают значительные ошибки, приводящие к масштабным финансовым потерям инвесторов». «Двусмысленное отношение рейтинговых агентств к обеспеченным облигациям стало одной из главных причин американского ипотечного кризиса», – полагают в РСПП.

В связи с этим «существуют серьезные опасения, что международные рейтинги, присваиваемые российским организациям и самой стране, далеки от объективности». «Ангажированное отношение» иностранных агентств к «происходящему в отечественной экономике», основанное «на политических соображениях», вынуждает Россию «развивать альтернативные национальные рейтинги».

Другой мерой, способной в долгосрочной перспективе стабилизировать российскую финансовую систему, РССП считает «создание системы долгосрочного рефинансирования» на постоянной основе. «Представляется необходимым превратить механизм рефинансирования со стороны Внешэкономбанка из временного в постоянный», -- говорится в документе.

При этом, как полагают банкиры, источником долгосрочного рефинансирования может быть, например, Фонд национального благосостояния.

Кроме того, следует запланировать в федеральном бюджете средства для пополнения капитала Агентства по жилищному кредитованию (АИЖК). «Объемы федерального рефинансирования ипотечных кредитов должны достигнуть 7--11% ВВП против 0,2% ВВП в настоящее время», -- уверены предприниматели.

Конфликт интересов

Вместе с тем деловое сообщество, «приветствуя идею проведения правительственных интервенций на рынке акций за счет средств федерального бюджета», считает, что «в долгосрочном периоде правительственные интервенции на рынке акций не должны проводиться на регулярной основе».

В таком случае «они искажают рыночное ценообразование и в конечном счете способствуют неадекватной капитализации отдельных компаний и возникновению «мыльного пузыря»». РСПП предостерегает от «искусственного усиления отдельных участников рынка, связанных с государством».

«Интервенции должны проводиться через независимый государственный институт, располагающий необходимыми лицензиями и не имеющий потенциального конфликта интересов», -- считает бизнес-сообщество.

«Прямая или косвенная национализация банков и инвестиционных компаний приводит к неоправданному расширению государственной собственности в финансовом секторе», -- подчеркивается в документе. «Национализация может носить временный характер», но «в любом случае активы финансово неустойчивых банков не должны переходить в собственность государства, что нарушает баланс сил в финансовом секторе».

Полная версия