Российским спортсменам не дадут паспорта из-за кризиса
Паспорта крови, ранее предлагавшиеся российскими спортивными чиновниками как идеальное средство по борьбе с допингом, в ближайшее время введены не будут. На программу, которая признана в Европе самой эффективной антидопинговой мерой, в России не хватает средств.
Министр спорта России Виталий Мутко рассказал, что его министерство вынуждено нести серьезные расходы, которые нарушают многие ранее принятые планы. По мнению спортивных чиновников, средств на немедленное введение программы паспортов в настоящее время не хватает и они будут выделяться постепенно.
«На два года мы отложили оформление и ведение спортивных паспортов, что позволило сэкономить около 6 млрд руб.», -- сказал Мутко агентству «Весь спорт».
Новинка против допинга
Сам по себе паспорт крови -- одна из разработок Всемирного антидопингового агентства (WADA), направленная в первую очередь на выявление эритропоэтина и его аналогов. С ее помощью по 30 различным показателям формируется единый компьютерный гематологический профиль каждого спортсмена, для начала в тех видах спорта, где необходима выносливость. К внедрению и доработке программы паспортизации крови присоединились уже десять стран, в том числе Швеция, Норвегия, США, Канада и Германия.
За введение паспортов высказались на недавнем совещании рабочей группы по научным вопросам антидопингового контроля в Страсбурге руководитель антидопинговых программ Международного союза велоспорта (UCI) Анни Гриппер из Лозанны и директор лаборатории биоанализа и биофизики Университета Монпелье профессор Мишель Одран из Франции.
Поначалу и Россия полностью поддержала данную программу. В начале апреля Мутко заявил на недавнем заседании исполкома Олимпийского комитета по поводу подготовки к Играм в Ванкувере, что паспорта крови скоро будут доработаны и из российских атлетов в первую очередь вручены участникам зимних видов спорта.
«Мы сделаем все возможное, чтобы те 240 спортсменов, кто претендует или является членами основного состава сборных по зимним видам спорта, имели паспорт крови и постоянно находились на контроле у антидопинговых организаций, -- заявлял Мутко. -- Я намерен принять очень серьезные меры, чтобы оказать полноценную помощь и поддержку нашим спортсменам».
Однако позже кризис внес свои коррективы. Согласиться с ними был вынужден и бывший руководитель антидопинговой инспекции Олимпийского комитета России Николай Дурманов.
«Сейчас из-за кризиса у нас объективно не получится их ввести. Приходится соизмерять возможности. Но эти паспорта станут одним из самых мощных инструментов в борьбе с запрещенными препаратами, -- рассказал Дурманов Infox.ru. -- Как минимум в четырех зимних видах спорта, которые чаще всего становятся объектами допинг-преследований, -- в конькобежном спорте, лыжных гонках, биатлоне и велоспорте без них не обойтись».
Атлетам разрешат лечиться
«В лыжах, биатлоне, велоспорте и коньках внедрена система No start. На каждого спортсмена в специальной базе данных должен быть файл, куда заносятся результаты всех его обследований в течение спортивной карьеры, -- пояснил Дурманов. -- Там есть стероидный паспорт, содержащий данные об уровне ряда гормонов в организме спортсмена. Есть еще паспорт крови, в котором приведены гематологические параметры спортсмена. Все это помогает, во-первых, обращать внимание на подозрительное отклонение параметров от обычного для этого спортсмена уровня, во-вторых, защитить спортсмена от подозрений в приеме допинга, если эти отклонения происходят по естественным причинам».
Сами спортсмены уверены, что паспорт крови им необходим. В частности, олимпийский чемпион по лыжным гонкам Евгений Дементьев заявил, что готов его получить. «Когда у меня появилось свободное время, я прошел дома обследование, собрал документы, справки, выписки и получил медицинское заключение, подтверждающее, что у меня от природы высокий гемоглобин, -- заявил Дементьев «Российской газете». -- Надеюсь, что это даст толчок для того, чтобы в будущем мне выдали-таки паспорт крови. Это снимет все вопросы и спекуляции по поводу моего высокого гемоглобина».
Кроме того, Дурманов прокомментировал и другие меры, предложенные в Страсбурге, в частности взаимодействие антидопинговых организаций с медицинскими учреждениями, где спортсмены часто получают запрещенные препараты. На заседании отмечалась очень слабая осведомленность практикующих врачей в вопросах допинга. Дурманов, однако, с этим не согласился.
«Существует так называемая система терапевтических исключений, -- рассказал он Infox.ru. -- Это значит, что если препарат показан атлету по состоянию здоровья, то он обязан его принимать, даже если в состав входят нежелательные для спортсмена вещества. Нужно рассматривать каждый случай индивидуально. Если для спасения здоровья человека нужно принять тот или иной препарат, этому не должен препятствовать спорт».