ООН легализует солдат удачи
Эксперты ООН представят в начале ноября в Нью-Йорке проект новой конвенции о регулировании деятельности частных военных компаний. Документ призван вывести из «серой зоны» многомиллиардную индустрию, несущую реальную угрозу «приватизации» локальных войн и неконтролируемого экспорта наемников. Для этого современных «солдат удачи» предлагается считать «живым оружием» XXI века.
Проект конвенции о частных транснациональных охранных и военных компаниях, разработанный Рабочей группой по военным наемникам, будет представлен 3 ноября на Генассамблее ООН. Председатель-докладчик рабочей группы, профессор МГИМО (У) МИД России и президент Российской ассоциации политической науки Александр Никитин рассказал Infox.ru о масштабе проблемы и предлагаемых путях ее решения.
Служу Отечеству?
Военное наемничество наряду с пиратством и работорговлей уже давно не атрибут далекого прошлого, а реалия современного мира. Вместо наемников-одиночек появились крупные корпорации, которые предлагают на мировом рынке услуги военного и охранного характера, а часто даже услуги по осуществлению государственных переворотов и свержению режимов. На этом рынке широко востребованы знания и навыки выходцев из бывшего СССР.
Современные военные компании берут на себя часть функций государств в выполнении военных операций. Широкое использование наемников отмечается во многих конфликтных районах Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, а также Северной и Южной Америки. Поэтому деятельность таких компаний в мире – это целая индустрия, ежегодный оборот которой оценивается в $120 млрд. В мире насчитывается не менее 100 тыс. частных охранных и военных компаний.
По данным рабочей группы ООН, наибольшую активность на мировом рынке частных военных услуг проявляют компании из Великобритании, США, Израиля, Канады, ЮАР. Свои услуги они экспортируют в более чем 50 государств мира, включая те, в которых происходят вооруженные конфликты, в том числе в Афганистан, Демократическую Республику Конго, Ирак, Сомали, Судан, Колумбию, а также Мексику.
По статистике, каждый пятый военнослужащий или сотрудник коалиционных сил в Ираке является сотрудником частных компаний. Он не служит непосредственно в вооруженных силах США или Великобритании. В Афганистане задействованы десятки таких компаний, оплачивающих услуги порядка 18--28 тыс. наемных сотрудников, включая 8 тыс. иностранцев.
Частный военный персонал власти США нанимают не только для охраны объектов или сопровождения грузов. Наемники используются при вербовке и управлении деятельностью полицейского персонала в рамках осуществления международных миссий, для охраны нефтяных месторождений и нефтепроводов, посольств, обеспечения надзора за тюрьмами Ирака и Афганистана, разминирования и уничтожения взрывных устройств.
От 15 до 34% финансовой помощи, предназначенной для восстановления Ирака и Афганистана, расходуется на оплату охранных услуг, предоставляемых частными военными компаниями. Так, до Афганистана доходит только пятая часть средств, выделяемых на реализацию программы реконструкции.
Тесные связи таких компаний со спецслужбами, военными и правительственными структурами позволяют им практически безнаказанно совершать преступления в сфере прав человека на территории иностранных государств. Ярким примером тому может служить деятельность американской компании Blackwater в Ираке. Ее сотрудники регулярно нарушали условия подписанных ими контрактов о применении силы только в целях самообороны. На деле же наемники неоправданно используют военную силу, в том числе в отношении гражданского населения. В Латинской Америке частные охранные компании принимают активное участие в подавлении социальных протестов.
Запретить нельзя
Вместе с тем речь не идет о запрете таких компаний. Эксперты считают это невозможным и даже контрпродуктивным, учитывая, что современные государства не всегда и не везде способны выполнить военные функции силами своих вооруженных сил. Сама Организация объединенных наций пользуется услугами военных компаний, например, для охраны своих представительств и даже осуществления ряда миссий в рамках миротворческих операций.
Однако неприемлема и ситуация, когда некоторые государства не располагают систематизированной информацией о том, какие военные и охранные компании зарегистрированы на их территории, и какие компании, созданные в их стране, зарегистрированы за рубежом, нередко даже в офшорных зонах.
«Рабочая группа пришла к выводу о необходимости принятия безотлагательных мер на уровне международного сообщества в целях установления всеобъемлющего режима регулирования деятельности этих компаний», -- говорят эксперты. «Большинство таких компаний осуществляет свою деятельность в «серой зоне», не определенной или нечетко определенной международными правовыми нормами», -- указывается в докладе рабочей группы. При этом «связь между частными военными и охранными компаниями и наемничеством не является непосредственной, так как выполнение различных видов деятельности в соответствии с правительственными контрактами, а иногда и в соответствии с международными межправительственными соглашениями даже в зонах конфликтов в большинстве случаев не подпадает под «традиционное» правовое определение наемничества».
Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 года остается единственным документом, регулирующим эту сферу. Но свои подписи под ней поставили только 40 государств. На основе лишь одной этой конвенции регулировать общую деятельность таких компаний, по мнению Рабочей группы, вряд ли возможно.
Несмотря на то что конвенция обговаривает «организованные акты насилия, направленные на свержение правительства, подрыв конституционного порядка или ущемление территориальной целостности государства», документ устанавливает уголовную ответственность за вербовку, финансирование, обучение и использование наемников. Вместе с тем, согласно международному гуманитарному праву, наемническая служба формально не запрещена. Но наемники лишены при этом статуса военнопленного.
«Лишь незначительная часть служащих частных военных и охранных компаний, участвующих в выполнении военных функций, может квалифицироваться как наемники», -- заключают эксперты.
Экспорт пушечного мяса
Рабочая группа предлагает создать открытый международный регистр частных военных и охранных компаний, а «экспорт военных и охранных услуг должен подпадать под категорию, аналогичную экспорту оружия или военной техники».
Предлагается выделить из общей сферы деятельности частных военных и охранных компаний уголовно наказуемую наемническую деятельность в ее «традиционном» понимании. Речь идет, например, об участии завербованного за рубежом вооруженного персонала в свержении законных государственных органов власти.
Сами крупные военные компании, как ни странно, положительно относятся к идее создания нового механизма контроля их деятельности. Для них это своего рода «антиконкурентный» механизм. Они надеются, что смогут пройти жесткие международные критерии, а более мелкие, «пиратские» компании будут вынуждены уйти с рынка.
Эксперты Рабочей группы ООН приступили к работе в 2005 году. Им было поручено отслеживать случаи использования наемников в различных частях мира, дать оценку деятельности частных компаний, предлагающих на международном рынке военную помощь, а также участвующих в военных операциях оборонительного или наступательного характера, в первую очередь в районах вооруженных конфликтов.