Мышкин: здоровье за 200 километров
Почти 700 лет назад Мышкин пережил гнет монголо-татарского ига. А в прошлом веке город на треть погрузился под воду, спасая Москву от жажды и тьмы (страна поворачивала реки вспять, рыла речные канала и строила гидроэлектростанции). Мышкин дважды героически погибал и возрождался. И сейчас снова умирает. Теперь уже бесславно. Из-за отсутствия врачей.
В первую очередь страдают дети. Конечно, если ребенок смертельно болен, то его стараются спасти – везут в Ярославль или Москву. Но если болезнь жизни не угрожает, то пациенту приходится ждать помощи, до тех пор пока не станет совсем плохо. На Артема доктора обратили внимание только после того, как он ослеп на левый глаз. «Я обращала внимание на глаз, - рассказывает мама Артема, Мария Сергеева, - приходила к врачу, говорила, что проблема с глазом – глаз немного косит, глаз немного отличается от другого. Нам сказали, что все хорошо».
Артем спотыкается и плохо ориентируется в пространстве. Ему почти четыре года, а мама все время водит его за руку. Мальчику уже не вернуть стопроцентное зрение. Можно лишь не допустить окончательной слепоты. Необходимое лечение малыш получил только этим летом, когда московские врачи из Федоровского центра микрохирургии глаза сами приехали в Мышкин. Артем – не единственный. Таких как непростых пациентов, как он в Мышкине и его окрестностях – сотни. Дети не могут получить помощь просто потому, что в городе нет детских специалистов. Единственная больница, куда нашу съемочную группу очень просили не ходить, находится в состоянии вечного ремонта. В ней 57 мест на всех: и взрослых, и детей. Служат в этой больнице врачи, которым от государства перепадает по шесть тысяч рублей в месяц. И это со всеми надбавками, ночными дежурствами и ответственностью за жизнь больного. Но это не тупик: любого детского специалиста можно найти в областном центре, в Ярославле. Семь лет назад там открылся современный лечебно-диагностический центр.
Заведующая консультативным отделением, Надежда Папылева, рассказывает: «С 2004 года в наш диагностический центр обратилось более 100 000 детей из Ярославской области. Поэтому я, например, считаю, что количество нуждающихся в лечении велика. Вот, например, средняя потребность в оперативном кардиохирургическом лечении за год у нас составляет 15-20 детей».
Хороший диагностический центр есть, но скорая и своевременная помощь все равно доступна не всем. Расстояние от Мышкина до Ярославля – 200 километров. Без личной машины не обойтись. Получается, что вовремя обратиться к врачу могут только состоятельные граждане. Впрочем, мышкинские чиновники уверены, что жители города преувеличивают проблему. Все у них есть. И самое главное – почти под носом. Вице-губернатор Ярославской области, Виктор Костин считает, что в маленьких городах, в таких как Мышкин, невозможно создать систему, в которой бы существовали все специалисты и оказывалась бы вся необходимая помощь: «Мы пошли по пути создания межрайонных центров. По такому пути, когда наиболее сильный и наиболее густонаселенный город, с развитой инфраструктурой, становится базой для создания крупной больницы, поликлиники. И все близлежащие районы могут не ездить в Ярославль, а приезжать в Углич и всех специалистов проходить здесь».
Эта концепция может решить проблему. Все-таки от Мышкина до Углича всего 40 километров, в пять раз ближе, чем до областного центра. По словам Виктора Костина, сегодня в московских поликлиниках нет того, что есть в поликлинике в Угличе (по структуре и по оснащенности): «У нас там созданы прекрасные условия, и для людей с ограниченными возможностями, нормальные лифты...»
Однако,хотя новый углический медицинский центр и существует, работает он только пока в поздравительных речах, приветствиях и отчетах. Больница укомплектована оборудованием, а высококлассных специалистов нет. Впрочем, вице-губернатор Ярославской области не исключает, что в скором времени властям удастся решить и эту проблему: «Реально модернизированная поликлиника у нас заработала недавно. Где-то с весны. Она серьезно реконструировалась. Специалисты достаточно высокого уровня не хотят ехать в район по ряду причин. Но я думаю, что ситуация сейчас исправится».
Возможно, скоро мышкинские дети, действительно, смогут получать своевременную и качественную медицинскую помощь. Но пока они лечатся от случая к случаю: то в город приедут доктора из Бакулевского центра сердечно-сосудистой хирургии с плановым осмотром населения, то заедут специалисты из Федоровского центра микрохирургии глаза. Так в Мышкине и живут. Кстати, у Артема появился шанс снова увидеть свет ослепшим левым глазом. Столичные доктора стараются вернуть мальчику зрение хотя бы на 20%.