9/11: Судный день Америки
Накануне десятой годовщины терактов в Соединенных штатах американские спецслужбы объявили о том, что у них есть достоверная информация из надежного источника о возможном теракте в Нью-Йорке или Вашингтоне 11 сентября. В связи с этим полиция переведена на усиленный режим несения службы, на улицах и в метро дополнительные наряды полиции и кинологи с собаками.
Еще в 2004 году комиссия 9/11 пришла к выводу, что теракты стали следствием отсутствия воображения у спецслужб. Другими словами, даже имея информацию о возможности терактов, никто не мог поверить в возможность их осуществления в таком масштабе. После трагедии подход к терроризму был полностью пересмотрен.
"Вместо того, чтобы относиться к террористам как к обычным преступникам, как мы это делали в девяностых и еще раньше, когда после теракта направлялась повестка в суд, начинался судебный процесс, мы стали относится к террористам как к врагу", – сказал в интервью Infox.ru бывший заместитель министра обороны США, эксперт Heritage Foundation Чарльз Стимсон. По его словам, если бы теракты были совершены другим государством, то США, без всякого сомнения, находилось бы в войне с такой страной. "Тот факт, что на нас напала группа, не имеющая принадлежность к тому или иному государству, не меняет дела – мы все равно в состоянии войны", – отметил эксперт. Он уточнил, что данное обстоятельство открыло перед США целую серию возможностей, законных действий и соответствующей политики, которые использовались со времен сентября 2001 года. Основной целью, по мнению Стимсона, был перенос войну к врагу, "вместо того, чтобы сидеть и ждать, когда нас снова атакуют".
По словам бывшего аналитика ЦРУ Лизы Кертис, несмотря на объявленную угрозу теракта, у США сейчас больше возможностей для защиты собственной территории. "Мы вложили большое количество ресурсов и изобретательности для улучшения нашей безопасности, будь то аэропорт или морской порт. Мы создали абсолютно новую структуру – департамент внутренней безопасности", – отметила эксперт.
Однако, ни создание нового департамента, ни даже ликвидация Бен Ладена, по мнению экспертов, не остановят террористов.
"Попытки терактов против США и их союзников не прекратятся, поскольку этот враг, по крайне мере сейчас, все еще намеревается провести атаки с большим количеством жертв или нападения более низкого уровня, поскольку задача терроризма – терроризировать, а не обязательно убивать", – отметил Стимсон.
Что именно Аль-Каеда готовит сейчас – сказать сложно. Существует версия, что трое террористов, один из которых гражданин США, намерены взорвать автомобиль, начиненный взрывчаткой. Пока можно сказать одно – десять лет назад люди были напуганы и в первые моменты не могли поверить в то, что случилось.
"Многие не осознают, насколько высоки были башни всемирного торгового центра. Чтобы вы понимали, я жила вот здесь. Люди спрашивают, весь ли этот дом мой. Нет – это высотное здание – этажей десять".
Дебора Вейс, адвокат из Нью-Йорка, вспоминает случившееся. Ее офис находился как раз в одной из башен близнецов торгового центра. По счастливой случайности, в момент террористической атаки она не была в офисе. "Я немного опаздывала на работу и слава Богу, иначе бы я была в самой середине Всемирного торгового Центра. Я услышала очень-очень громкий звук. Я не поняла, что это такое. Как будто мои соседи сверху кидают на пол мебель. Потом я услышала крики на улице. И даже не посмотрела. Я не жаворонок и тяжело просыпаюсь. Подумала, хорошо бы: если они замолчали. Потом я включила радио и услышала, что во Всемирный торговый центр врезался самолет. Позже включила телевизор – все сначала думали, что это было случайностью", – вспоминает Дебора.
Ее дом находился рядом со Всемирным торговым центром и в случае обрушения башен мог оказаться в зоне поражения. Она и еще несколько жильцов спрятались в квартире на первом этаже, которая дальше других находилась от места трагедии.
"Вот как мы узнали, что мы в беде: квартира была всего лишь в двух ступеньках от входа, и полицейские даже не зашли внутрь – они истерично кричали "все кто есть в квартире – немедленно выходите, все кто есть в квартире немедленно выходите. И мы все побежали – полицейские бежали впереди нас. Когда я оказалась на улице, я сразу же поняла, что началась война. Все вокруг выглядело как после ядерного взрыва – все было белым. Парковая дорога с видом на воду, на которую мы выбежали, обычно покрыта черным асфальтом, на ней стояли зеленые скамейки, и были посажены деревья – туда часто приходили семьи с детьми. Весь асфальт был покрыт белой пылью, все зеленые скамейки стали белыми, все деревья были белыми. Я спросила у полицейского – куда бежать? Он ответил, что не знает. У людей была истерика, все бежали как сумасшедшие. Я выбрала направление – решила бежать к воде, поскольку это в обратном направлении от Всемирного торгового центра. Я бежала и видела странную картину: везде стояли коляски без детей, валялась обувь. Люди убегали и если что-то оставляли, то уже не возвращались за этим", – рассказала в интервью Infox.ru Дебора Вейс. В это время вторая башня еще не обрушилась – она была объята огнем.
"Я обернулась и увидела, что вся верхняя часть башни в огне и она наклоняется в нашем направлении. И я подумала, что живыми мы отсюда не выберемся", – отметила Вейс.
После обрушения башен-близнецов, дом Деборы оказался в самой труднодоступной зоне: доступ гражданского населения туда был закрыт. Именно так – в один момент – она оказалась безработной бездомной. Две недели она прожила у незнакомой ей до этого женщины, домой было не попасть – зона оцеплена полицией и военными, на дорогах бронетехника. Спустя месяц после трагедии Дебора не могла оправиться от случившегося – она переехала к своим родителям в сельский дом в Северной Каролине. Даже там все ей напоминало о трагедии: дым от барбекю или упавшая на крышу дома ветка – все это Дебора воспринимала как новое нападение террористов.
Сейчас на территории Всемирного торгового центра – большая стройплощадка. В десятую годовщину на месте терактов в Нью-Йорке будет открыт музей. Так будет выглядеть мемориал после того, как завершатся все строительные работы. Вход бесплатный – однако, чтобы попасть в сам музей, нужно получить пропуск с точной датой и временем визита. В настоящее время все места заняты на неделю вперед.