Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Штаб-квартиры: куда и зачем уехала с Арбата ТНК-BP

Русский бизнес меняет русские города: из ветхого наследия архитектуры советской эпохи компании перебираются в новые высотки. Москва-сити, Лахта-центр, НордСтар – тренды новой архитектуры городов. Как компании создают свои штаб-квартиры? Где ищут и что хотят? Об этом в новом проекте Infox.ru «Штаб-квартиры». История первая: ТНК-ВР

Открытое акционерное общество «TНK-BP Холдинг» основано в 2003 году. Это третья по величине российская нефтяная компания. Она ведет добычу в Западной и Восточной Сибири и Волго-Уральском регионе.

Вначале центральный главный офис компании располагался в Москве на ул. Щипок. По мере роста и расширения холдинг перенес свою штаб-квартиру на Арбат, в собственное здание. А три года назад решил отказаться и от него.

Исполнительный вице-президент по обеспечению бизнеса компании ТНК-ВР Анатолий Тёмкин: «Причин было несколько. Они были связаны с тем, что офис на Арбате был уже тесен для компании. А, во-вторых, мы хотели собрать в офисе на ул. Беговой все дочерние структуры».

Кроме того, у компании были еще и экономические причины. Они были связаны с тем, что офис на Арбате оказался слишком дорогим. Акционеры компании посчитали, что деньги, которые могут быть выручены от его продажи будут полезны для развития основного бизнеса компании – нефтяного. Здание корпоративного офиса на Арбате, д. 1 продали, а компания переехала на арендованную площадь.

Директор административного департамента компании ТНК-ВР Ольга Фетисова: «Идея объединения московских офисов принадлежит исполнительному директору ТНК-ВР Герману Хану. В 2008 году он попросил нас подобрать помещение, и мы нашли его на Можайском шоссе - «Западные ворота» - и начали реализовывать проект. Однако кризис приостановил наш проект, и мы расторгли договор аренды».

После кризиса компания ТНК-ВР начала заниматься проектом переезда. И столкнулась с новыми сложностями. Анализ рынка недвижимости, показал, что хотя арендных предложений в Москве очень много, зданий, которые отвечали бы запросам крупной бизнес структуры практически нет.

Ольга Фетисова: «Когда мы подбирали здание, то столкнулись с проблемой: отдельно стоящих зданию площадью 41 тысяча квадратных метров в Москве не существует. Поэтому для нас это стало тяжелой диллемой - выбирать ли здание «Норд стар» в принципе. Однако мы этот вариант рассмотрели, обсудили его с безопасностью, с нашими службами IT и административным департаментом и приняли решение сюда переезжать. На мой взгляд это здание является оптимальным вариантом с точки зрения расположения такого количества людей».

Выбор бизнес-центра на Беговой тоже был не во всем идеален. ТНК-ВР, по словам топ-менеджеров, предпочла бы индивидуальное размещение, отдельно от других компаний.

Ольга Фетисова: «Это здание является эффективным и оптимальным для расположения наших сотрудников. По всем техническим характеристикам: по расположению, по арендной ставке оно оказалось для нас наиболее привлекательным».

Анатолий Тёмкин: «Мы хотели уехать из центра с одной стороны. А с другой стороны нам не хотелось ехать за МКАД, нам хотелось, чтобы это была более-менее центральная часть Москвы. Расположенная на какой-то из магистралей Москвы. Эти три фактора сложились в этом здании удачно и мы на нем остановились».

Главным злом центра Москвы считается сложный автомобильный трафик. Центр города прекрасен по своей инфраструктуре. Там есть все, что необходимо: связь, удобство расположения, кафе, гостиницы. Но там есть еще и дороги, по которым невозможно передвигаться. Средняя скорость движения в центре в будний день -- около 15 км/час. О быстром перемещении по городу не может быть и речи. Вторая проблема -- стоимость недвижимости. Все, что располагается в пределах третьего кольца – дорого по площади, ее содержанию и эксплуатации, услугам связи и так далее.

За пределами города коммунальная ситуация противоположная: все гораздо дешевле. Проблему составляет слабое транспортное сообщение и ветхая инфраструктура.

Ольга Фетисова: «По сути мы были не против переселиться за город, если бы там ставка была в 2 раза ниже. А такого не происходило. Мы искали самую низкую арендную ставку. И когда мы сравнивали Можайское шоссе и Беговую, то ставка была одна и та же, но (на Можайском шоссе – прим.Infox ) мы получали дополнительные проблемы, связанные с транспортировкой людей, отсутствием метро и все такое».

Транспортное сообщение между Москвой и Подмосковьем, равно как и у других крупных городов и пригородов, очень слабое. Бизнес-компании, решившие перебраться за пределы города оказываются перед сложным выбором: или ждать пока местные власти начнут развивать инфраструктуру, или создавать ее за свой счет.

Первый вариант – долгосрочный, он мешает решать текущие задачи. Второй вариант дорогой. Его могут позволить себе только самые крупные компании. Причем, инфраструктура, построенная за счет бизнеса, безусловно, повлияет на развитие всего района города или пригорода. Такое развитие, например, заложено в проекте газпромовского офиса Лахта-центр в Санкт-Петербурге.

Директор IT проектов компании ТНК-ВР Татьяна Мохова: «Осуществляя свою деятельность в мегаполисе надо понимать, что сотрудники будут тратить много времени на дорогу. Если мы говорим о расположении офиса на границе города, то есть риск потери сотрудников, которым будет неудобно добираться до места. Вторая составляющая – парковочные места. В нашем центре были выделены парковочные места для сотрудников, но если говорить в целом о проблеме, то она играет одну из ключевых ролей при выборе офиса и при принятии решения консолидации всех подразделений в каком-то одном бизнес центре».

Новое расположение компании – это не загруженный центр и не плохо развитый (с точки зрения обслуживания бизнеса) загородный район. Здесь умеренная цена, скидки за аренду большого количества площадей; более-менее просторная часть Москвы, расположенная на крупной транспортной магистрали, в 5 минутах ходьбы от метро. Бизнес-центр на Беговой попал в цель по всем критериям.

Здание бизнес центра строилось как офисное. Оно спроектировано и подготовлено для эксплуатации по довольно простой схеме.

Анатолий Тёмкин: «Максимальные площади заняты под открытое пространство и буквально небольшое количество кабинетов для руководителей. Им кабинет требуется не потому, что они большие начальники, а потому, что специфика их работы такова, что та информация, которой они располагают или обсуждают – не для лишних ушей».

Специализированные здания, рассчитанные на крупные бизнес-компании очень гибкие по своей структуре. Фактически в них можно реализовать любую задачу по удобству размещения, коммуникации и взаимодействий между сотрудниками. Площади можно проектировать под конкретные задачи. Несколько таких задач было у ТНК-ВР.

Татьяна Мохова: «Могу выделить момент, принципиального отличия: в этом здании на 13 этаже реализован трансформируемый зал. Это специальная переговорная, которой не было у нас на Арбате. Она является новшеством. Трансформируемый зал представляет из себя 3 отдельные переговорные, которые путем раздвижения стенок могут превращаться в 2 переговорные (большую и маленькую) и в 1 большую. Общая вместимость около 150 человек. И как показала практика, именно этот зал сейчас является наиболее востребованным, потому, что позволяет собрать действительно много людей, есть возможность транслировать ВКС-презентации на несколько экранов. Плюс организован синхронный перевод, что позволяет проводить переговоры с участием региональных и иностранных коллег и партнеров».

Для того, чтобы реализовать другую задачу компании, в бизнес-центре пришлось разбирать фасад здания.

Татьяна Мохова: «Одно из помещений, которое реализовано было на Арбате и аналогичным образом должно было быть реализовано здесь, это центр визуального моделирования. Его цель формировать 3D изображения. Для этого надо было внеси в здание огромный 3D экран: цельное стекло больших размеров. Нам надо было поднять экран на 13 этаж. Это отдельная задача в рамках проекта, достаточно тяжелая с точки зрения организационных и технических моментов. Для этого требовалась строительная техника, для этого потребовалось разбирать фасад».

Воплотить подобное решение в существующих стандартных помещениях, отданных под аренду, было бы практически невозможно. Во времена их строительства никто и не мог предположить, что однажды кому-то из арендаторов может потребоваться такая нестандартная и непростая услуга: разобрать часть здания. Принцип современности офисного центра заключается как раз в его мобильности. Он должен трансформироваться под задачи бизнеса, а не наоборот.

Начальник отдела эксплуатации и снабжения офисных зданий ТНК-ВР Дмитрий Шефрановский: «Постоянно меняются задачи у бизнеса. Постоянно меняется организационная структура. И в процесс проекта проектирования постоянно приходилось вносить изменения. Планировать новые кабинеты, перегруппировывать расположение блоков подразделений… В некоторых случаях соблюсти все требования, выдвигаемые блоками было сложной задачей».

Проект переезда ТНК-ВР длился меньше года. Спроектировать офис, воссоздать схему работы, и реализовать планы по перемещению 12 дочерних подразделений (а это почти 3,5 тысячи человек), под одну крышу удалось за пять месяцев. В новом здании компания живет всего два месяца. Но и за это время успела почувствовать эффект от консолидации своих сил.

Анатолий Тёмкин: «Есть краткосрочные преимущества, которые уже прорисовались, а есть стратегические преимущества. К краткосрочным относится сокращение обслуживающего персонала. Мы сэкономили уже немалые средства. Мы сократили разного рода расходы на все инфраструктурные необходимости. 12 офисов у нас были разбросаны по всей Москве. А кроме того, мы увидели, что количество людей, которое работает в центральном офисе могут быть сокращены без ущерба для основного бизнеса. Когда это разбросано по разным местам -- руководство компании не видит реальную ситуацию с занятостью людей. Насколько их рабочий день загружен, во сколько они приходят, уходят, как они проводят свой рабочий день, где они находятся во время работы. Мы недавно здесь зафиксировали любопытную ситуацию и провели анализ. Здание высотное, а поскольку компания борется за здоровье и экологию, мы запретили в здании курить. Естественно курильщики должны выйти на улицу: спуститься на лифе и выйти за пределы охраняемого пространства. И мы увидели, что за день большое количестве людей на перекурах, спусках, подъемах теряют, вернее не используют, много рабочего времени. На 1 человека мы насчитали около 2 часов. Хочется задать вопрос: «а вы пришли сюда курить или работать?» Так что от объединения офисов мы получили достаточно любопытные выгоды и выводы с точки зрения внутреннего порядка, распорядка, дисциплины, ответственности людей, которые приходят сюда работать и получают неплохие зарплаты».

Эффективный тайм-менежмент в рамках единой структуры увеличивает и скорость развития компании и экономит значительные средства компании.

Переезд корпоративного офиса ТНК-ВР завершен. Бизнес-центр на Беговой оказался одним из немногих удачных городских решений по размещению штаб-квартиры компании, входящей в десятку крупнейших нефтяных концернов мира. Мегаполисы дают возможность крупному бизнесу полноценно развиваться. Для компании важен весь спектр услуг и инфраструктуры.

Контакты, люди, компании-партнеры. С ними надо иметь возможность связываться, встречаться, оперативно взаимодействовать. Только крупные города России сейчас могут позволить компаниям организовать бизнес-процессы на высоком уровне. Малые города пока слабо приспособлены для этого. Российские компании, штаб-квартиры которых располагаются в мегаполисах, имеют больше преимуществ и достигают больших успехов в работе, потому, что имеют возможность оперативно управлять ситуацией в бизнесе.

Анатолий Тёмкин: «Офис безусловно необходим. По крайней мере, в моем сегодняшнем понимании и представлении о реальной ситуации. Как будут события развиваться дальше – посмотрим. Может когда-нибудь сможем отказаться от офиса и все будут по домам работать с использованием средств связи. Может быть и так, хотя я в этом сомневаюсь. По крайней мере, в ближайшей перспективе».

Полная версия