Рынок коммерческой недвижимости ожил
Компании, специализирующиеся на коммерческой недвижимости, весьма серьезно думают о своем развитии. А это означает, что интерес покупателей и арендаторов расширяется за пределы Садового кольца.
В каких секторах рынка будет наблюдаться самая большая активность, и в каких сегментах можно ожидать большой доходности, эксперты обсуждали на форуме «Недвижимость в России 2011» организованном Институтом Адама Смита (Adam Smith Conferences).
Год торговли
Том Девоншин-Гриффин, национальный директор Jones Lang LaSalle (Россия и СНГ), в своем докладе оценил год 2010 как год офисов. Он отметил, что наибольшую активность на рынке в прошлом году развивали российские инвесторы. 2011 год будет годом розницы, добавил эксперт. И хотя в России по-прежнему сложно продать торговый центр, но торговые площади будут весьма востребованы. Будет расти оборот ритейлеров, и они будут искать новые площади для новых магазинов. «Бизнес сейчас больше обеспокоен развитием по сравнению с прошлым годом», -- резюмировал эксперт. Он также отметил, что банки накачивают на рынок много ликвидности, и это неизбежно приведет к его росту.
Многие эксперты на саммите говорили о росте рынка, невзирая на проблемы. Основная тенденция, которую можно назвать уже уверенным трендом: если в прошлом году вся активность была сосредоточена в пределах Садового кольца, то теперь инвестор все более заинтересованно смотрит в сторону регионов. И причины не только в экономическом подъеме, но и в запретительных мерах московских властей.
Центр города без стройки
Сейчас в Москве проводится ревизия всех выданных разрешений на строительство. По минимуму это означает задержку сдачи новых объектов, по максимуму – стройки будут сильно сокращены, а политика столичных властей пока такова – в центре возможны только знаковые, масштабные стройки. Очень скоро позволить себе офис, скажем, на Тверской, смогут только самые состоятельные и амбициозные клиенты, поскольку уже сейчас эксперты прогнозируют, что ставки аренды в центре города в течение двух лет вырастут на 20%, а где-то рост может достигнуть и 40%.
Многие компании уже вывели часть офисов за МКАД, далее эта тенденция будет развиваться. Тем более за городом строятся новые торговые и бизнес-центры. Последняя тенденция для последних – в них делается упор на экологичность, а эта тенденция обретает все больше перспектив даже в России.
Торговля уходит в область
Торговля уже давно сместила свои ориентиры на окраины Москвы, и Химки в прошлом году стали лидером по торговой площади, приходящейся на душу населения. Тенденция будет развиваться, и в этом году пойдут инвестиции как в существующие торговые центры в регионах, так и открытие новых.
Ряд регионов куда дальше продвинулись на этом пути. В первую очередь эксперты называют Татарстан и Калужскую область. Подробнее об опыте Калуги, где успешно развивается промышленный сегмент коммерческой недвижимости, смотрите в видеосюжете.