Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Сэм Клебанов подвел итоги Каннского кинофестиваля

64-й Каннский кинофестиваль получился достойным и интересным. Режиссеры – признанные авторитеты – привезли картины, которые, с одной стороны, довольно необычны для них, с другой – традиционны в подходе и исполнении. В своем видеоблоге Сэм Клебанов делится впечатлениями о кинолентах, представленных на фестивале, и о решении Каннского жюри.

Фильм «Драйв» датского режиссера Николаса Виндинга Рефна напоминает чем-то малобюджетный боевик 70-х, но при этом очевидно, что это качественно снятое, абсолютно современное кино, где чувствуется почерк режиссера. Изюма фильму добавляют очень обаятельные герои. В контексте фестиваля «Драйв» – отличная и неожиданная лента. Жюри отметило его.

Второй датский режиссер, любящий эпатировать публику, Ларс фон Триер не смог обойтись без скандала и на этот раз. За высказывания на одной из пресс-конференции о своем сочувствии Гитлеру, Триер был объявлен персоной «нон грата» и практически изгнан из Канн. В результате, у поклонников режиссера был опасения, что его фильм «Меланхолия» попадет в опалу. Но опасения не оправдались. Кирстен Данст, сыгравшая главную роль, получила приз как лучшая актриса.

«Меланхолия» – нетрадиционный для Триера фильм, в основе сюжета которого - история конца света глазами одной семьи. Фильм глубокий, многослойный, обладающий мощным зарядом. После его просмотра критики разделились полярно – на восторженных и обвиняющих Триера в человеконенавистничестве. Это грандиозное классическое кинополотно, где режиссер палит из всех орудий, которые скопились в его киноарсенале, оказалось, тем не менее, в тени своего создателя из-за разгоревшегося скандала.

Картина «Женский источник» Раду Михайляну поднимает нетрадиционную тему женской сексуальности в мусульманском обществе. Сам режиссер рассказал, что перед началом съемок прочел Коран и был шокирован тем, насколько существующее представление о мусульманах не соответствует действительности.

Ремейк «Харакири» на одноименную ленту 1962 года полностью копирует первоначальную версию, за исключением того, что режиссер Такаши Миике добавил цвет и 3D-формат. По словам режиссера, его задача была – сделать ремейк очень мощного фильма, попытавшись возродить дух старой школы японского кинематографа. «Харакири» – гуманистическое ревизионистское самурайское кино, в котором провозглашается идея о том, что жизнь и благополучие близких важнее кодекса самураев.

Паоло Соррентино представил ленту «Где бы ты ни был». Это англоязычный дебют одного из самых значимых европейских режиссеров. Однако замечательные детали и сцены не сложились в единую картину. В итоге фильм стал довольно серьезным разочарованием фестиваля, несмотря на высокие ожидания.

«Однажды в Анатолии» Нури Бильге Джейлана – фильм, которым закрывался конкурс, – коренным образом изменил расклад в распределении наград. Несмотря на восхищение критиков и зрителей, жюри удостоило фильм не главной награды, а второй по значимости – Гран-при. Его разделил с ним фильм «Мальчик на велосипеде» братьев-бельгийцев Жан-Пьера и Люка Дарденнов.

Награды также получили:

  • в программе «Особый взгляд» иранский режиссер Махмуд Расулов, который не смог приехать за наградой, так как находится в тюрьме по обвинению в создании антиправительственных фильмов;
  • специальный приз жюри вручило Андрею Звягинцеву за его «Елену» - драму о серой и безнадежной российской глубинке;
  • в параллельной программе награжден «Play» Рубена Осланда, в основу сюжета которого положена реальная история. Это остроумная и оригинальная картина, наполненная абсурдистским чувством юмора;
  • спецприз получила французский режиссер Майвенн, снявшая полицейскую драму «Полисс»;
  • Николас Виндинг Рефн как лучший режиссер;
  • француз Жан Дюжарден как лучший актер за роль в немом фильме «Артист»;
  • израильтянен Йосеф Сидар за лучший сценарий (фильм «Примечание»).

Главный приз кинофестиваля – Золотая пальмовая ветвь – достался «Древу жизни» Терренса Малика. Режиссер, известен неприятием публичных собраний. За наградой вместо него вышли продюсеры картины.

64-й Каннский кинофестиваль проходит с 11 по 22 мая. Вместе с президентом жюри Робертом Де Ниро судить фильмы будут американская актриса Ума Турман, английский актер Джуд Лоу, французский режиссер Оливье Ассайяс, аргентинский продюсер Мартина Гусман, китайский продюсер Наньсунь Ши, чадский режиссер Мохаммад Салех Харун и гонконгский режиссер Джонни То.

Полная версия